Сайт Москалёва Юрия

Понедельник, 17.02.2020, 07:07

Главная » Статьи » Статьи

О тайне таланта

О тайне таланта

Человеку свойственно ставить перед собой цели: получение диплома, покупка дома, создание фирмы, рождение ребёнка… Но редкий человек скажет, что он стремится стать талантливым, поскольку большинство людей не осмеливаются поверить, что талант можно обрести. Распространена точка зрения, что талантливыми рождаются, а не становятся.

Нередко в таких случаях упоминают о Моцарте, который ещё в раннем детском возрасте проявлял незаурядные музыкальные и композиторские способности. Но вот другой пример: Булат Окуджава. Известно, что свою первую песню он сочинил в 29-летнем возрасте. Оставим в стороне вопрос о степени одарённости того или иного творческого человека. Обратим внимание лишь на тот факт, что ко многим творческий дар (допустим, умение писать стихи) пришёл, когда они находились в зрелом или даже в пожилом возрасте. При этом далеко не всегда этот дар явился неким ожидаемым результатом их усердной работы в конкретной области. Очевидно, что образованность, информированность – не гарантия таланта. Очень часто мы видим (если говорить, в частности, о литературе), что одарённые писатели и поэты уступают в грамотности и в литературных познаниях корректорам, филологам, литературоведам, критикам, не написавшим талантливые стихи и прозу. Показательна здесь история Ганса Христиана Андерсена. Редакторы, имевшие дело с его рукописями, сетовали, что в них слишком много грамматических ошибок.

Так есть ли секрет, знание которого позволяет обычному, нетворческому человеку стать творческим и талантливым? Как появляется талант? Зададим ещё один вопрос: что такое талант. Пожалуй, это умение принять правильное решение, такое решение, результат которого – подлинное удовлетворение, удовлетворение, не вызывающее сомнений у автора и у многих знатоков и ценителей области творчества, в которой этот автор работает. Что помогает писателю из тысяч слов найти подходящие? Некий внутренний свет как бы высвечивает те или иные слова и словосочетания, а сердце и ум восклицают: «Да! Точно! Эврика!». То есть талант – это прежде всего хорошая восприимчивость к внутреннему голосу, внутреннему свету, и, следовательно, главное при развитии таланта – это обучение восприимчивости к этому внутреннему голосу творческой силы. Восприимчивость же – это своего рода внутренняя чистота. Когда стекло в пыли, видимость очень плохая, но стоит протереть стекло, и мы способны через него видеть многое. Так же и во внутренней жизни человека: загрязнённость – неуверенность, страх, беспокойство, депрессия, недисциплинированность ума, или неспособность к концентрации и пр. – не позволяет ясно видеть возможное произведение искусства или нестандартное творческое решение. Но стоит человеку усилием воли до некоторой степени освободиться от этой замутнённости своего сознания, как появляются предпосылки к творческому процессу и вдохновению.

Можем ли мы с уверенностью утверждать, что есть методы, с помощью которых человек способен со временем проявиться как творческая личность и стать талантливым? Ответ на этот вопрос скорее утвердительный, чем отрицательный. Можем, потому что хорошо изучена жизнь многих талантливых людей, и на основе этого знания можно делать выводы. Более того, немало примеров, когда поклонники того или иного талантливого человека, подражая во всём своему кумиру, сами становились творческими и талантливыми людьми. Но, разумеется, потенциал у каждого свой, и, кроме того, не каждый готов дисциплинированно трудиться даже ради достижения желанной для него цели. Но, повторимся, есть разные методы, психологические приёмы, способствующие внутреннему очищению сознания человека, развивающие восприимчивость к силе творчества и призывающие вдохновение. И как в любом деле – если стремиться к подлинному успеху, умению, профессионализму, работа во имя обретения творческого вдохновения должна быть фактически ежедневной и чаще всего многолетней (а не по настроению и эпизодически).

Попробуем перечислить эти способы обретения и развития таланта. Во-первых, это аутотренинг, основная цель которого расширение ментального видения (изумление ума невыразимой красотой и бесконечностью жизни) и пробуждение сердца. Можно ежедневно по утрам созерцать восход и красоту природы, а по вечерам луну, звёзды и обдумывать философские вопросы высшего уровня: «В чём смысл жизни?», «Кто я?», «Откуда мы?»… Но самое лучшее, что известно на этот счёт – духовная практика в разных её проявлениях: чтение духовно-философских текстов, молитва, джапа (сосредоточенное повторение мантр), пение одухотворённых текстов, концентрация на святых символах и идеях, медитация. И не важно к какой конфессии принадлежит человек. У всех культур есть свои таланты и гении. Как говорится, важно, не то, какой религии ты принадлежишь, а то, какой ты человек. Надо попытаться прежде всего стать любящим и ищущим некую высокую или глубокую истину жизни. «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» (Б. Пастернак). И когда этот голод по истине становится до некоторой степени ощутимым, постоянным, можно говорить о предпосылке к настоящему глубокому творчеству. Во-вторых, значительно ускоряет развитие таланта в человеке положительная активность, стремление к прогрессу человечества. Например, общественная деятельность во имя мира, экологии, просветительская деятельность. И важнейшее значение имеет, конечно же, стойкий интерес, любовь к искусству, к творчеству, восхищение талантом художников (а зависть, недоброжелательная критика, напротив, удаляют человека от талантливости).

Творческая активность человека (разумеется, речь идёт не только о поэзии, кино, музыке или живописи – сама жизнь человека является материалом для творчества) – это всегда выражение его внутреннего состояния, проявление того или иного уровня его сознания. Поэтому послания художника можно классифицировать следующим образом: послания с физического уровня сознания; послания с эмоционально-энергетического, или витального уровня; проявления ментального сознания; послания надрациональные, или интуитивные, и прозрения духовного уровня. Искусство от физической, витальной и непросветлённой ментальной природы человека открывает некий непреложный закон: мы ожидаем удовлетворения и счастья, но наше ожидание заканчивается разочарованием, а разочарование устремляется к отчаянию и разрушению. В одной из самых знаменитых песен XX века поётся: «Я не могу получить удовлетворения» (английская рок-группа «Роллинг Стоунз»). Послания же из более высоких уровней сознания характеризуются молитвенностью, надеждой, удовлетворением, видением бесконечного, трансцендентальным сиянием. Проявлением высокого уровня сознания являются, например, слова Гёте: «Света! Больше Света!»; или слова Китса: «Явленье красоты есть радость навсегда»; или стихи из Упанишад: «Одна лишь Истина торжествует», «Из Восторга мы пришли в существование, В Восторге мы растём и в конце пути в Восторг мы возвращаемся».

Зрелость художника – это умение не терять чувства высокой истины, оставаться её глашатаем, рупором, инструментом, манифестатором независимо от обстоятельств жизни и творчества – «Веленью Божию, о муза, будь послушна!…» (А.С.Пушкин).

Категория: Статьи | Добавил: Moskalev (13.01.2012)
Просмотров: 1016

Меню

Категории раздела

Поэзия [14]
Проза [2]
Статьи [27]
Другое [26]