Сайт Москалёва Юрия

Среда, 24.04.2024, 16:19

Главная » Статьи » Другое

Шри Чинмой: "В России может произойти нечто новое"
Шри Чинмой: « В России может произойти нечто новое».
 
  Шри Чинмой оставил после своего ухода невероятно большое творческое наследие: свыше полутора тысяч книг (поэзия, проза, драматургия, философские статьи, эссе, интервью, лекции), около двадцати тысяч песен, десятки альбомов с записью его игры на различных инструментах, сотни тысяч картин и рисунков. Он также был тяжелоатлетом, марафонцем, пропагандистом бега и общественным деятелем-инициатором международной факельной эстафеты «Бег Всемирной Гармонии», которую поддержали самые известные люди планеты и руководители более чем в ста пятидесяти странах. Удивительно ещё и то, что, несмотря на чрезвычайные ментальные и физические нагрузки, Шри Чинмой уделял не больше полутора-двух часов в сутки для сна.
  Несколько раз Шри Чинмой с успехом выступал с концертами и лекциями в Санкт-Петербурге и Москве. 1 марта 2001 года во время визита Шри Чинмоя в Москву Председатель Российского комитета Защиты Мира, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Геннадий Михайлович Стрекалов вручил ему награду "Сердце России”. 
   В наши дни нет недостатка в пессимистических прогнозах относительно будущего России и человеческой цивилизации в целом, что ведёт к высокой степени тревожности в обществе. Предлагаемые вашему вниманию выдержки из интервью, лекций и книг Шри Чинмоя вселяют надежду.
 
Из выступлений, книг и интервью Шри Чинмоя
 
О несовершенстве мира
 
Эту историю мы слышим с незапамятных времён. Четыреста лет тому назад, если взять историческую книгу, вы увидите, что там говорится о конце света и плохих людях. Можно даже начать с ведических времён. Все со времён зарождения мира говорят, что этот мир небожественен. Он и сейчас небожественен, но фактом остаётся то, что мы также используем термины «божественный» и «совершенный». Это означает, что у нас есть внутренняя потребность стать совершенными. Когда сама идея о добропорядочности приходит к нам на ум, это говорит, что мы хотим стать хорошими. Давайте стремиться вперёд. Спринтер, стартовав, не возвращается назад. Он должен бежать вперёд до тех пор, пока не достигнет цели.
 
 О конце света
 
 Мир полон воображения. Бог очень добр к нам, Он наделил нас безграничным воображением. Ни Калифорния, ни Пуэрто-Рико, никакая другая часть мира не собираются исчезать и разрушаться. Это просто абсурдно и невозможно, даже если об этом и говорят астрологи. Но подобные сообщения сенсационны. Такое случается, что часть суши уходит в море, и всегда есть возможность такого изменения земной поверхности, но это не может быть предсказано с какой-либо точностью астрологами, поскольку всегда работают силы, которые они не могут учесть.
 
О совершенствовании мира
 
Я далек от того, чтобы своей деятельностью вносить какие-то социальные изменения. Я стремлюсь лишь к тому, чтобы предлагать все лучшее, что во мне есть, через служение людям, чтобы выдвинуть вперед то, что в нас является истинным. Если истина выйдет вперед в каждом из нас, мы увидим значительные перемены в обществе. Общество похоже на дом. Если все жильцы станут совершенными, дом будет наполнен покоем, светом и гармонией. Коллективный прогресс проистекает из прогресса индивидуального. Если я стану совершенным, если вы станете совершенным, если каждый станет совершенным, в социальных переменах не будет необходимости. Но если мы попытаемся усовершенствовать общество, состоящее большей частью из несовершенных людей, мы потерпим досадное поражение.
 
Для того, чтобы возвысить кого-то, необходимо самому быть на дюйм выше этого человека. Если вы уверены в себе, тогда поднимайте мир. Если же не уверены, но пытаетесь поднять кого-то ещё, тогда тот человек стащит вас вниз.
 
Индивидуальное совершенство имеет первостепенное значение. Мир никогда не станет совершенным, пока не станет совершенным каждый человек в мире. Но если удаётся достичь внутреннего совершенства индивидуально, то постепенно будет расти и внешнее совершенство мира.
 
Об экстремизме
 
 Люди, которые убивают политических лидеров, говорят, что их собственная партия или доктрина очень хороша, а того, кто убит, очень плоха; вот почему они убили этого лидера. Но в своих сердцах те, кто убил братьев Кеннеди, Мартина Лютера Кинга, Махатму Ганди и других известных людей, просто хотели стать за одну ночь хорошо известными во всём мире. Чтобы добиться этого, им надо было убить хорошо известную личность. Вот как невежество атакует человека. Именно ради себя они делают это, а не во имя какой-то веры или доктрины. Если бы они действительно верили в какую-то иную философию, им бы следовало трудиться над тем, чтобы эта философия была принята. Когда в кого-то стреляют предположительно из-за другой точки зрения, то, в действительности, это происходит не из-за другой точки зрения. Это происходит потому, что человек отрёкся перед диким невежеством. Он открывает себя этой силе, потому что чувствует, что таким образом он сделает себя известным. Он осознаёт, что его жертва будет известна как хорошая личность, а он будет известен как плохой человек. Но он чувствует, что быть известным, даже как убийца, принесёт ему удовлетворение.
 
 О патриотизме 

Патриотизм – это любовь к своей стране, любовь к своему источнику. Ваши родители – ваш источник; точно так же и ваша страна является вашим источником. Как душа вы пребывали в области душ. Затем вы захотели принять человеческое воплощение, и вам понадобилась страна. Место, которое призвало вашу душу, место, которое из любви и радости, из чувства доброты и заботы согласилось принять вас как самого родного, такое место заслуживает обожания вашего сердца и души, когда вы находитесь в теле. Патриотизм – это самоувеличение, саморасширение и, в то же самое время, самоотдача источнику. Это самоувеличение происходит божественным образом, оно не является расширением эго. Самоотдача и самопожертвование патриотизма приходят из чувства, что другие страны могут получить свет от пробуждения вашей собственной страны.

Патриотизм небожественен лишь тогда, когда за патриотизмом нет никакого искреннего чувства, когда во имя патриотизма вы просто осуждаете или бьёте другие народы, или пытаетесь господствовать над ними. Патриотизм фанатичен, если вы говорите, что вы и ваша страна намного лучше других, что кроме вашего народа нет народа чистого, божественного и духовного. Если вы полагаете, что существуете только вы и только ваш народ, что все другие народы плохие, небожественные и нечистые и только ваша страна представляет истину и Бога, а все остальные страны плохие, если у вас такое патриотическое чувство, то оно действительно небожественное.

Каждый человек, начиная с патриотизма, в конечном счёте, прогрессирует к интернациональному чувству. Но если я не люблю свой народ, я не буду любить и другие народы. Человек может и должен идти от одного к множеству.

О России
 
Годы и годы душа России много страдала. Теперь её внутренние проблемы решены, и душа России пробудилась, она полностью открыта высшему свету, который может изменить и, на самом деле, уже начал менять лицо и судьбу не только России, но и многих, многих других стран. 
 
Когда душа России хочет действовать в конкретном человеке и через него, она делает это в соответствии с потенциальными способностями и возможностями этого человека. Душа России действует быстро, уверенно и с отречением. В ней заложено много, много божественных качеств, но главные её качества – это терпимость, терпение, решимость и твёрдая воля при достижении своей цели, какой бы она ни была. Эта цель может быть выше, чем самая высокая, а может быть не так высока.
 
 
В России может произойти нечто новое.
 
 Вопрос заданный одним из жителей России в 1991 году:
"Я читал, что душа не имеет национальности. Что вы имеете в виду, говоря, «индийская душа», «британская душа» или «русская душа», или другой национальности?"
 
 Шри Чинмой. Я родился в индусской семье, так что вы можете называть меня индусом. Другой человек – мусульманин, а третья личность – христианин. Но когда мы молимся и медитируем, мы входим в Универсальное Сознание, и это Универсальное Сознание становится неотъемлемой частью нашей жизни. В это время нет индуизма или ислама, или христианства; есть только единство. Вы можете сказать, что раз вы родились в России, вы – русская душа. Но, развив свой внутренний опыт и став более развитым духовно, вы скажете, что принадлежите не только России, но всему Советскому Союзу. Затем постепенно вы скажете, что принадлежите всему миру. Я родился в Бенгалии. Так что я бенгалец. Бенгалия находится в Индии, значит я индус. Индия находится в Азии, следовательно, я азиат. Но Азия – один из континентов мира, поэтому я принадлежу всему миру. Я житель всего мира. Любой человек сознательно или несознательно прогрессирует. На силе этого прогресса душа человека видит и чувствует своё неразделимое единство с другими. Так что вы можете называть меня бенгальцем. Но благодаря своему внутреннему осознанию я могу сказать, что я космополит, так же, как Сократ, сказавший, что он принадлежит всему миру.
 
О религии
 
Я родился в индусской религии, но сейчас моя единственная религия — любить Бога и служить Ему. Любовь Бога объемлет все религии: христианство, индуизм, ислам и другие. Я родился индусом, но поскольку я люблю Бога, я люблю все религии и отношусь ко всем религиям, как к своей собственной.
 
Печально, когда религиозные организации ссорятся и враждуют во имя Бога. Если они действительно любят Бога, они не будут убивать других во имя Бога. Любовь означает единство. Если у нас есть чувство единства, как мы можем враждовать? Мы воюем только потому, что не чувствуем любви к другим, потому, что ещё не преобразовали своё невежество в реальность единства. Наше существо состоит из тела, витала*, ума, сердца и души, и мы считаем каждую из этих составных частью себя, подлинной частью себя. И у нашего тела много частей, но когда мы хотим чего-то достичь, все его части работают вместе. Точно также, в стремлении сделать что-то хорошее для человечества все религии могут и должны работать вместе.
 
Духовность — это не гостеприимство по отношению к вере в Бога другого человека. Это абсолютное признание веры в Бога другого человека, как лично своей.
 
Религия и философия исполняют и дополняют друг друга. Религия без философии глупа. Философия без религии бессердечна.
 
Вопрос: Я верующий человек, а мой отец атеист. И есть напряжение, дисгармония в наших отношениях.
 
Шри Чинмой. А что плохого в том, что кто-то атеист? Вы верите в Любовь Бога, а он верит во что-то ещё. На земле нет такого человека, который бы ни во что не верил. Он верит в свою еду, или в своё тело, или в цветок, или в футбол, или в науку. Он должен верить во что-то, что он видел, или он должен верить в ничто. Так что скажите своему отцу: «Ты — атеист, но ты во что-то веришь». Вы верите в Бога, а ваш отец верит во что-то ещё. Даже ничто является реальностью. В нашей индийской философии говорится: «Нети, нети («не то, не то»)». Это ничто также приходит из ума и сердца. Вы можете сказать своему отцу, чтобы у него была вера в своё ничто, и он увидит вашего Бога в этом ничто. Вы можете сказать: «Я говорю «всё». Ты придерживаешься своего «ничто». Постепенно ты увидишь, что внутри моего «всё» есть твоё «ничто», и что внутри твоего «ничто» есть моё «всё». Это внутри конечного Бог проявляет Свою Бесконечность. Прямо сейчас йота света есть всё для нас. Но когда мы идём к высшему, то даже Бесконечность — ничто, потому что Бог дал нам бесконечный голод. Речь идёт о высочайшем осознании. Сегодня ваш отец не понимает то, о чём вы говорите, но однажды он поймёт, потому что он сам намерен осознать это же.
Так что не беспокойтесь о своём отце. Просите его только, чтобы он верил в то, во что он верит. Если он придерживается своей веры, его проблемы будут решены. Лишь вдохновляйте его находить удовлетворение в том, что, как он верит, является истиной в его жизни. Если же удовлетворения у него нет, то вы можете ему сказать: «Ты не получаешь удовлетворения от своей веры, а я от своей получаю. Так как же ты можешь говорить, что я не прав? Почему бы тебе не испытать мой путь?»
 
*Витал — приземлённые эмоции человека, его энергия
 
 О техническом и духовном прогрессе
 
Мешает ли технический прогресс духовному развитию человечества? И да и нет. Если современная техника служит проявлению души, если в ней есть связь с внутренней жизнью, внутренним бытием, тогда техника здесь помогает. Но очень часто мы видим, что техника и внутренняя жизнь разделены. Внешний мир, заботясь только о своём успехе, мчится к другой цели. Нам следует быть очень осторожными в этом. Сколько бы выгоды мы не извлекли из техники, настоящей исполненности мы не достигнем, если в этом не будет души. И наоборот, душа хромает, если не идёт в ногу с внешней жизнью посредством научно-технического прогресса.
Наука и духовность должны быть в гармонии и сегодня и в будущем. Сейчас они, можно сказать, на ножах. Но для абсолютного исполнения высочайшей божественной мечты и реальности здесь на земле наука и духовность должны быть в единстве. От духовности мы можем ожидать освобождения и осознания высшей Истины. От техники и науки — материального воплощения высшей Истины. Материальный мир лишь тогда достигнет постоянства вечных ценностей, когда внутри материального достижения будет осознание Истины. И опять же, материальный прогресс может вдохновить духовность выйти вперёд, если не хватает совершенства во внутренней жизни человека.
 
О деньгах и духовности
 
Мы должны знать, что помогает нам получать деньги. Это энергия, трудолюбие, сила, усердие. Всё это приходит изнутри. Если человек ведёт духовную жизнь, у него будет энергия. Духовная практика может воодушевить людей в любой области жизни. Она может помочь каждому. Духовность в строгом смысле слова — для Богоосознания. Но если человек не хочет идти так далеко, если он хочет прогресса лишь в материальной сфере жизни, чтобы добиться успеха, он может опираться на духовную практику. Его молитва и медитация помогут ему заработать больше денег и стать более преуспевающим.
 
О бедности в Индии
 
 Прежде всего, мы должны понять, что привело к такой ситуации. В древней Индии материальная жизнь не отрицалась. Люди в те дни устремлялись к объединению Материи и Духа, и до определённой степени они в этом добились успеха. Но огромная пропасть между тем прошлым и настоящим. В более поздние периоды истории Индии святые и мудрецы почувствовали, что материальная жизнь и духовная жизнь никогда не смогут идти вместе, что необходим отказ от внешней жизни для того, чтобы достигнуть Бога. С того времени внешнюю жизнь стали отрицать. Это привело к иностранной интервенции и ко многим другим проблемам. Даже сегодня отрицание материальных процветания и красоты очень распространено в Индии. Этим объясняется её продолжительная бедность.
Но в настоящее время в Индии есть духовные гиганты, которые чувствуют, что Бога нужно осознать во всей Его полноте, что Творец и творение едины и неразделимы. Они сторонники принятия жизни, что по-настоящему нужны прогресс и совершенство во всех сферах человеческого существования. Этот новый подход широко принят в современной Индии. Сегодняшняя Индия, наверное, терзаема бедностью, но она быстро прогрессирует на силе своих нового понимания и нового устремления. У неё есть не только великое сердце, но также сила вывести вперёд мощь своей души и с её помощью разрешить все свои проблемы.
 
 Об иллюзорности жизни
 
Вопрос. В преподавательской деятельности я часто сталкиваюсь с проблемой объяснения индуистской доктрины майи, особенно её понимании жизни как «иллюзии». Также у меня возникает подобная проблема, когда говорю о мире как о лиле (Игре Бога) и пытаюсь акцентировать внимание на «нецеленаправленности» созданного Богом мира, что он является Божественной Игрой Бога. Как мне наилучшим образом объяснить эти концепции нашим студентам в США?
 
Шри Чинмой. Индуистская доктрина использует термин «майя» («иллюзия»). Со времён зарождения индуистской философии индусы верят, что мир – это иллюзия. Индуистское духовенство, индуистские философы и некоторые из индуистских мыслителей получают огромное удовольствие, говоря миру, что он – не что иное, как иллюзия. Вот их философия: зачем уделять так много внимания или вообще какое-либо внимание тому, что нереально? Но я хочу сказать, что это верх глупости – заявлять или чувствовать, что у нас больше мудрости или понимания, чем у Трансцендентального и Универсального Бога. Мы готовы молиться Богу, мы готовы посвятить себя своим представлениям о Нём, но мы не готовы принять творение Бога как что-то реальное. Если мы верим, что молимся Богу, являющемуся реальным, то как можно верить в то, что Его творение нереально? Как мы можем отделять реальность Бога от Бога?
Майя имеет другое значение: «скоротечность, непостоянство, временность…». То, что мы видим или делаем, или чем являемся в физическом мире, не длится вечно. Поэтому некоторые люди описывают физический мир как нереальный. Но внешней реальности не требуется бессмертие. Хотя высочайшая реальность бесконечна, вечна и бессмертна, реальность также может быть мимолётной, подобно тому, как бесконечность может быть и бесконечно малой, и бесконечно большой. Реальность может быть преходящей, а может быть и долговечной. Реальность может быть также бессмертной. Цветок, который живёт только день, не является нереальным. Человек, который живёт 80 лет, не является нереальным. Они временны, поэтому можно было бы сказать, что они иллюзорны. Они реальны, но ограничены, непостоянны.
Некоторые философы придерживаются мнения, что реально только то, что длится вечно. Но в чём бы ни состояла Воля Бога – создание чего-нибудь долговременного или чего-то, что просуществует лишь короткий миг, – это Его выбор. И то, и другое – всё это создано Им. Он одновременно и Творец, и творение, Играющий и игра, безличностное и личностное, невидимое и видимое, познанное и непознанное, реальное и нереальное. Как бы мы ни пытались дать определение Богу, мы не сможем сделать этого. Определить значит ограничить, а Бог – вне ограничений. Бог – это Дитя Вечности, играющее в своём Саду-Сердце Бесконечности. И как маленький ребёнок получает удовольствие, огромное удовольствие, когда играет со своими друзьями, так и Бог, Играющий Ребёнок, любит играть с сотворёнными Им друзьями-детьми. Бог един, но Он хочет наслаждаться Собой бесчисленными способами и в бесчисленных формах. И Он делает это через Свою Космическую Игру, через Свою Лилу. Вы, я и все ваши студенты – это друзья-творения Бога, хотя мы можем и не понимать цели творения Бога или своей роли в нём.
 
О Йоге
 
Йога - это союз. Это союз индивидуальной души с высочайшим Я. Йога - это духовная наука, которая учит нас, как высшая реальность может быть постигнута в самой этой жизни.
 
Йога – не религия. Йога - универсальная Истина. Она – наиболее важный опыт жизни. Истинная Йога и жизнь идут вместе. Они не могут быть разделены. Если вы попытаетесь разделить их, вы потерпите неудачу. Йога и жизнь неразделимы, как Творец и творение.
 
От Йоги происходит духовность. И от духовности происходит религия. Затем от религии приходит философия. Философия напоминает нам, что этот мир – не единственный. Что есть много высших и внутренних миров. И она говорит нам войти в эти миры.
 
К сожалению, на Западе многие люди думают, что Йога означает физические позы и упражнения, являющиеся предварительными и подготовительными ступенями к концентрации и медитации, а только они и могут вести нас к глубочайшей, высшей и исполненной жизни.
Если тело недостаточно крепкое, тогда сегодня вы будете страдать от расстройства желудка, завтра вы будете страдать от головной боли и на следующий день – от чего-то ещё. Понятно, в таких случаях вы не сможете концентрироваться и медитировать. Поэтому важно поддерживать тело в форме. И асаны хатха-йоги намного лучше для тела, чем энергичная физкультура, практикуемая на Западе. Асаны успокоят ваше тело, если упражняться умеренно. Если асаны выполняют слишком динамично, они могут пробудить агрессивные чувства. Но когда вы делаете их правильно, вы получаете спокойную, нежную, мягкую вибрацию.
Хатха-йога может помочь нам немного в духовности, но нам надо знать, где мы находимся в своём духовном путешествии. Если мы очень беспокойны, мы можем поупражняться в хатха-йоге перед тем, как учиться сидеть тихо и спокойно. Но если мы не являемся постоянными жертвами беспокойства, даже если мы абсолютные начинающие, хатха-йога не является необходимой, потому что, входя в медитацию, мы автоматически входим в спокойное, тихое сознание. Занимаясь хатха-йогой, мы чувствуем, что регулируем и дисциплинируем свою жизнь. Но когда мы хорошо медитируем и жизненная энергия входит в нас из медитации, то автоматически наша жизнь дисциплинирована. Божественного покоя и света, в которых мы нуждаемся, мы никогда, никогда не получим от xатха-йоги. Так что если вам хочется делать асаны в течение пяти или десяти минут ежедневно для поддержания своего тела в форме, то вы можете это делать. Но если вам хочется заниматься хатха-йогой в течение двух часов перед вашей медитацией, то это будет бесполезной тратой времени.
 
Вопрос: Может ли йога помочь нам в нашей повседневной жизни.
 
Шри Чинмой. Разумеется. йога помогает нам в повседневности. Фактически, именно йога может служить как высочайшая помощь нашим жизням. Наша человеческая жизнь полна сомнения, страха и разочарования. Йога помогает заменить страх несокрушимым мужеством, сомнение – абсолютной уверенностью и разочарование –золотым достижением.
 
 Религия – это дом, духовность – гостиная, Йога – комната молитвы и медитации.

О войне и мире
 
Невежественные люди, уничтожающие Природу, не всегда будут невежественными. В нашем веке разжигатели войны преуспели в своих разрушительных стараниях против ряда стран. С другой стороны, миролюбивые люди с их более высокой мудростью не позволяют разжигателям войны добиваться успеха также легко, как раньше. Ум обладает силой разрушения. Сердце обладает силой созидания и силой просветления. Сегодняшний сомневающийся и разрушительный ум завтра поднимется до уровня ищущего истину ума и созидательного сердца. Сегодняшний голод по удовлетворению в материи завтра станет питательной пищей духа.
 
Успех в движении за мир придёт к человечеству. Сегодня мир не восприимчив, но, допустим, завтра он станет таковым. Не каждый день мы видим солнце. Но мы не можем сказать в таких случаях, что солнца нет. Однажды солнце появится.
 
Существует две войны: внутренняя и внешняя. Внутренняя война – это война, в которой наше внутреннее существо, или душа, сражается против ограниченности, невежества, сомнения и смерти. Внешняя война – это война, в которой человек сражается с человеком, народ сражается с народом. Вопрос в том, когда и как прекратятся эти войны. Внешняя война может закончиться только тогда, когда прекратится война внутренняя. Иначе говоря, когда внутреннее существо, или душа, победит невежество, страх, сомнение и смерть, тогда во внешнем мире не будет необходимости вести войну. Мы сражаемся потому, что глубоко внутри нас есть дисгармония, страх, беспокойство и агрессия. Когда глубоко внутри нас – покой, радость, свет и исполненность, мы не навлечём на себя войну. Внешняя война прекратится, когда разрешится война внутренняя. Обе войны прекратятся, непременно прекратятся в процессе человеческой эволюции.
 
 Мир на земле будет достигнут, открыт и проявлен, когда в каждом человеке сила любви, заменит любовь к силе.
 
Более подробно с творчеством Шри Чинмоя можно познакомиться на сайтах:
 
Категория: Другое | Добавил: Moskalev (13.01.2012)
Просмотров: 2191

Меню

Категории раздела

Поэзия [6]
Проза [3]
Статьи [30]
Другое [29]