Сайт Москалёва Юрия

Пятница, 26.04.2024, 13:58

Главная » Статьи » Другое

О жалобах, жалости к себе и воле к победе

О жалобах, жалости к себе и воле к победе

Из бесед Мирры Альфассы Ришар (Матери),

помощницы Шри Ауробиндо 1930-1931 гг.

О трудностях в йоге

Сам характер трудностей в йоге указывает на то, какого рода победу вам предстоит одержать, и этой победой определяется место, которое вы займете в йоге. Так, если человек — безнадежный эгоист, то это означает, что в будущем его главная задача и достижение — развить в себе универсальное сознание. Если вам свойственно себялюбие, то вам дана и сила обратить этот недостаток в его противоположность и исходя из этого достичь в себе абсолютной широты.

Если вам необходимо осуществить в себе какое-то изменение, то у вас должно быть качество, прямо противоположное тому, которого предстоит достичь. Сталкиваясь с каким-либо недостатком или слабостью в себе, вы говорите: «Да, вот я оказывается какой! Как это ужасно!» Но мне следует иметь правильный взгляд на вещи. Вам следует сказать себе: «Этот недостаток указывает, каким я должен стать в конечном итоге; моя задача — достичь качества, ему противоположного».

Даже в обыденной жизни мы порой встречаем примеры таких крайностей. Человек, не имеющий никакого мужества в самых обычных жизненных ситуациях, перед лицом определенных обстоятельств обнаруживает способность выстоять в самых тяжелых испытаниях.

Для человека, стремящегося к Божественному, трудность, которая чаще всего стучится к нему в дверь, безошибочно указывает и ту дверь, которая откроет ему путь к Божественному, именно тот, единственный для него путь достижения Божественного сознания.

Несомненно также и то, что человеку, испытывающему множество трудностей, суждено достичь больших высот — разумеется, при условии, что он, вооружившись терпением и выдержкой, зажжёт в себе Агни, огонь стремления, поглощающий все недостатки.

И помните: в соответствии с вашими трудностями вам даётся и Божественная Милость.

Самоотдача и посвящение себя  Божественному

Предоставить себя Божественной Воле означает возложить на Божественное всю ответственность за свою жизнь. Без этого невозможно сделать ни шагу вперёд, и ни о какой йоге не может быть и речи. Всё остальное естественным образом вытекает из вашей самоотдачи Божественному, и именно с самоотдачи начинается вся йога. Посвятить себя Божественному можно с помощью знания или преданной любви. В первом случае у вас есть верное интуитивное предчувствие, что Истина — в одном лишь Божественном и что без него вы вообще не можете ничего сделать. Во втором — у вас естественное и непосредственное ощущение, что путь к Божественному — это единственный путь к счастью, и что единственное стремление психического существа — принадлежать одному лишь Богу: «Я не принадлежу самому себе», — говорите вы и самой Истине вручаете ответственность за своё существование. Вы предлагаете себя Божественному: «Видишь, я весь в Твоей власти, со всем хорошим и плохим, что во мне есть. Возьми всего меня вместе с моими взлётами и падениями, противоречиями и устремлениями. Вверяю себя Воле Твоей». Самоотдача Божественному начинается с перегруппировки всего вашего существа вокруг главного устремления психического существа, которому и принадлежит решение о самоотдаче. Все диссонирующие элементы вашей природы должны быть приведены к общей гармонии; последовательно, один за другим, они должны быть объединены с центральным существом. Вы можете вверить себя воле Божественного в результате непроизвольного движения души; но невозможно по-настоящему посвятить себя Божественному, не объединив своего существа вокруг воли психического. Чем больше вы сживаетесь с волей психического существа, тем с большей полнотой вы отдаёте себя Божественному. А когда ваша самоотдача становится полной, вы приходите уже к посвящению себя Божественному; это кульминация всего процесса божественной реализации в целом, последний шаг восхождения, после которого уже больше не будет трудностей и всё пойдет гладко. Но не нужно забывать, что сразу же достичь полного самопосвящения Божественному вы не в состоянии. Хотя люди часто питают подобные иллюзии. Скажем, один-два дня вы испытываете сильную устремленность души к Божественному, и это зарождает в вас надежду на то, что ваше состояние автоматически распространится на всё остальное ваше существо. Но в действительности малейший оттенок самонадеянности может замедлить ваше движение вперёд. Дело в том, что бесчисленное множество разноречивых склонностей и влечений живут и враждуют в вашем существе, можно сказать даже, что в вас существуют и борются отдельные, практически независимые друг от друга личности. И когда какая-то из них отдаёт себя в руки Божественному, остальные поднимают бунт и наотрез отказываются принимать в этом участие, они упорно сопротивляются, решительно отстаивая свою независимость и свободу самовыражения исключительно по-своему. Тогда вы усмиряете их и показываете им, что есть Истина. Вам нужно терпеливо, ничего не упуская, изучить своё существо, со всеми его малейшими нюансами, нужно оказать решительное противодействие всем его мятежным элементам, которые, укрывшись в его глубинах, только и дожидаются удобного в психологическом отношении момента, чтобы вырваться наружу. И только в том случае, если вы детально проработали и изучили свое ментальное, витальное и физическое существо, если вам удалось склонить всех их к преданности Божественному и таким образом добиться посвящения всего своего существа без остатка Божественному, только тогда приходит конец вашим трудностям. Тогда, действительно, ваше движение к божественной трансформации превращается в триумфальное шествие, ибо отныне вы продвигаетесь уже не от тьмы к знанию, но переходите от одного знания к другому, от света — к свету, от блаженства к блаженству… Вне всякого сомнения, достичь полной посвящённости себя Божественному — дело нелегкое, и для этого потребовалось бы бесконечно много времени, если бы вам пришлось полагаться только на собственные силы. Но все обстоит совсем иначе, если с вами Божественная Милость. Время от времени Божественная длань слегка подталкивает вас в том или ином направлении, и работа становится сравнительно нетрудной. Разумеется, у каждого из нас на это уходит разное время, но его можно существенно сократить, если решимость ваша непоколебима.

Без решимости не обойтись, решимость — это тот ключ, которым открывается любая дверь.

Терпение, выдержка и стойкость —
признаки преобразований в витальном существе

Пусть терпение, выдержка и стойкость станут вашим девизом. Приучайте свое витальное существо не жаловаться и быть готовым на всё, что необходимо для выполнения великой задачи. Ваше тело удивительно выносливо; безропотно, с покорностью вьючного животного несёт оно на себе груз обстоятельств. А вот витальное существо вечно всем недовольно, и всё его не устраивает. Невозможно представить, в каком рабстве держит оно физическое существо и каким мучениям подвергает. Нужно видеть, как в угоду своим прихотям и капризам помыкает оно несчастным телом, требуя без всяких на то оснований, чтобы всё было подчинено его причудам. Но терпение для того и нужно, чтобы научить витальное существо отказываться от своих капризов, пристрастий и антипатий и сохранять спокойствие и уравновешенность в самых трудных обстоятельствах. Если, например, кто-то дурно обошёлся с вами или вы испытываете трудности от недостатка удобств, нужно поддерживать в себе бодрое расположение духа, не позволяя беспокойству нарушать его. Пусть ничто в мире не сможет ни на мгновение вывести вас из себя; всякий раз, когда витальное существо будет докучать вам своими мелкими жалобами, с пафосом преувеличивая тяжесть своего положения, остановитесь на минуту и подумайте, сколько в этом мире людей, неизмеримо более несчастных, чем вы. Только представьте себе, через что, например, пришлось пройти солдатам, сражавшимся в последней войне. Если бы вам выпали подобные испытания, вы бы поняли, что все ваши недовольства — в высшей степени глупость. Однако я не призываю вас искать себе дополнительных трудностей, я всего лишь хочу, чтобы вы научились спокойно переносить все мелкие неприятности жизни.

Без терпения нельзя достичь ровным счетом ничего. Изучая жизнь великих людей, вы видите, что все они были тверже кремня по отношению к слабостям своего витального существа. И даже в нынешнее время подлинный смысл и значение нашей цивилизации состоит в стремлении достичь власти над материальным миром благодаря твердости и выдержке в витальном существе. Авантюрный и состязательный дух, бесстрашие перед лицом опасности, где бы и в чем оно не проявлялось, имеет прямое отношение к нашему идеалу выдержки. И даже в науке прогресс зависит от многочисленных и трудных опытов, от бесконечных поисков, предшествующих научному достижению. И конечно же, нам требуется ничуть не меньше выдержки, твердости и терпения для выполнения той грандиозной работы, за которую мы взялись здесь, в Ашраме. Как только ваше витальное начинает выражать недовольство, ему следует дать взбучку. Что касается физического существа, то с ним надо обращаться бережно и аккуратно, но когда доходит дело до витального существа, то нужен просто хороший подзатыльник. Дайте хорошего тумака витальному существу в тот самый момент, когда оно начинает хныкать и жаловаться, так как нет иного средства выйти из ничтожно мелкого, узкого сознания, когда для человека материальное благополучие и жизненные удобства намного важнее, чем стремление к Истине и Свету.

Наиболее распространенная из потребностей витального существа — жажда похвалы. Для него ненавистна любая критика и невыносимо, когда с ним мало считаются, в то время как, напротив, оно должно быть всегда готово к жесткому обращению и уметь воспринимать его совершенно спокойно. Оно должно также оставлять без всякого внимания комплименты, помня, что проявление мелкого тщеславия есть жертвоприношение владыкам Лжи. Обитатели тонкого витального мира, с которым сообщается наше витальное существо, живут и кормятся чувствами преклонения и обожания со стороны своих приверженцев, вот почему эти витальные существа постоянно провоцируют появление новых культов и религий, чтобы ни за что не дать иссякнуть источнику своей пищи — обрядам поклонений и жертвоприношений. То же самое верно и в отношении вашего собственного витального существа; стоящие за ним витальные силы обеспечивают свой рост и благоденствие — иными словами, питают собственное неведение — поглощая лесть, направленную в ваш адрес. Но следует помнить, что комплименты и одобрение людей, равных вам в своем невежестве, ровным счетом ничего не значат, в них столь же мало смысла, как и в критических высказываниях на ваш счет. Не имеет также значения, насколько высоко себя ценит тот, от кого исходят похвалы или осуждения: всё это не имеет ни реальной основы, ни смысла. Но, к несчастью, ваше витальное существо с жадностью голодного набрасывается даже на самую недоброкачественную пищу, алчность его так велика, что оно с готовностью принимает похвалу даже от тех, кто представляет собой воплощенное невежество. Я вспоминаю в связи с этим, как во время очередного открытия ежегодной художественной выставки в Париже президент республики, осматривая картины, делал поразительные открытия, высказывая проницательные суждения о том, что такая-то из них — пейзаж, а такая-то портрет, и сопровождал всё это плоскими замечаниями, да ещё с таким видом, будто для него в живописи не было тайн. Нелепость этих суждений была для художников совершенно очевидна, однако они не упускали случая сослаться на то, что сам президент отдавал должное их дарованию. Ибо такова в людях природа витального существа: неутолимая жажда славы.

А вот что действительно представляет ценность, так это слово Истины. Если же похвала или критика исходят от того, кто обладает Божественной Истиной и способен выразить её, то это уже не просто комплименты или критика, но мнение или отношение к вам самого Божественного, его оценка ваших достоинств и достижений. При этом вам следует иметь лишь одно желание — внимать слову Истины и только его признавать достойным внимания, а чтобы достичь такого уровня, в вашей душе должен постоянно гореть Агни, огонь стремления к совершенству. Здесь стоит отметить, что когда у вас в душе загорается Агни, вы тотчас же теряете всякий интерес к дешевым похвалам, которые прежде доставляли вам столько удовольствия, и вы начинаете осознавать, что ваша любовь к похвалам была одним из проявлений ещё не преобразованной низшей природы. Вызывая в вас острое чувство собственной нынешней несостоятельности, Агни открывает перед вами широкие перспективы для самоусовершенствования. Вам настолько неприятна расточаемая вам похвала, что вы готовы бежать от тех, кого прежде причислили бы к кругу своих друзей. Напротив, любая критика находит в вас положительный отклик и усиливает в вас огонь стремления к Истине и добавляет вам смирения. Проявления враждебности со стороны окружающих больше уже не вызывают у вас ни уныния, ни дурного расположения духа, так как для вас, по меньшей мере, не составляет труда просто не замечать их, а в лучшем случае вы способны видеть в них свидетельство вашего собственного несовершенства, и заставляют вас двигаться вперед, преодолевать себя, полностью отдаваясь во власть Божественного.

Другой примечательный признак трансформации вашего витального существа состоит в том, что теперь вы благодаря влиянию Агни способны с улыбкой встречать трудности и препятствия. Вы уже не будете рвать на себе волосы и посыпать голову пеплом, проливая слезы из-за совершенных ошибок, и убиваться из-за того, что вы ещё не достигли желаемых высот. Вы просто с улыбкой прогоняете охватившую вас депрессию. Для вас больше не имеют значения совершенные ошибки, сколько бы их ни было: с улыбкой вы признаёте, что допустили промах, и с улыбкой принимаете решение не повторять больше эту глупость в будущем. Подавленность и уныние — чувства, насылаемые враждебными силами, для которых нет большей радости, чем повергнуть вас в мрачное расположение духа. И не следует путать смирение с депрессией, унынием, это совершенно разные вещи; первое — божественный дар, второе — очень грубое проявление сил тьмы. Поэтому пусть радость станет вашим ответом на все неприятности, пусть неизменно бодрое расположение духа будет вашим оружием против всех трудностей божественной трансформации. Наилучший способ обратить врага в бегство — рассмеяться ему в лицо. Вы можете биться с противником не один день и биться отчаянно, а он будет всё так же неуязвим и полон сил, но стоит вам лишь раз рассмеяться ему в лицо, как ваша битва выиграна. Смех, проникнутый верой в себя и в Бога, — самая сокрушительная сила, какая только может быть на свете, она обезоруживает врага, создает панику в рядах противника и на крыльях победы несёт вас вперёд.

Само движение вперёд, к осуществлению цели доставляет радость трансформированному витальному существу. Оно с воодушевлением встречает все трудности, связанные с его ростом и движением к Истине, самая большая радость для него — соприкосновение с Истиной и разоблачение лжи его низшей природы. Йога для него — не тяжкое бремя, а наслаждение. Оно готово выдержать самые тяжелые испытания, если это нужно для трансформации. Без жалоб и недовольства оно с радостью переносит все испытания, потому что трудится ради Божественного. В нём непоколебима убежденность в Победе...

О силе правильной внутренней позиции

Всегда ли то, что происходит — лучшее? … Ясно одно: то, что произошло, должно было произойти, и иначе случиться не могло — так как было обусловлено вселенским законом причинности. Но рассуждать так можно лишь после совершения события. Эта проблема — осуществление лучшего из возможного — проблема индивидуального свойства, где все зависит от занимаемой позиции без учета того, что собой представляет индивид, нация или отдельное человеческое существо. Если накануне каких-то предстоящих событий вы можете занять самую возможно высокую для себя позицию — иначе говоря, установить в своем сознании связь с наиболее высоким планом сознания, какой вам доступен, то в этом случае можете быть совершенно уверены: что бы с вами ни случилось, произойдет наилучшее из того, что могло бы быть. Но как только вы опускаетесь на более низкий уровень сознания, тогда то, что с вами происходит, разумеется, уже никак не самое лучшее, по той простой причине, что вы были не на высоте своего сознания… Возьмусь даже утверждать, что благодаря верно занимаемой сознательной позиции человек может не только обратить все события себе на пользу, но и изменить сам ход событий. Например, кто-то приходит убить вас, тогда, если вы в обычном состоянии сознания, если вы испугаетесь, потеряете от страха голову, преступнику, скорее всего, удастся привести свой замысел в исполнение. Если же вы чуть-чуть поднимитесь в своем сознании и, невзирая на страх, будете призывать божественную помощь, убийца, возможно, или промахнется, или сможет лишь слегка ранить вас. Но если вы имеете правильную позицию сознания и полностью осознаете божественное присутствие повсюду вокруг, убийца не сможет и пальцем вас тронуть.

В этой истине — подлинный ключ ко всей проблеме трансформации. Постоянно оставайтесь в контакте с божественным присутствием, старайтесь добиться его нисхождения в вас, тогда все, что может произойти, будет самым лучшим из возможного. Разумеется, сразу мир не изменить, но можно сделать его движение вперёд быстрым и стремительным. Но не забывайте, что так будет только в том случае, если вы идёте прямым путем Йоги, а если вы уклонитесь в сторону, начнёте блуждать в дебрях, угождая своим прихотям, вы неизбежно собьётесь с пути.

Если бы каждый из вас делал всё, что в его силах, то это было бы подлинным сотрудничеством в нашем общем деле и цель была бы достигнута намного быстрее. Мне известно множество примеров, когда правильно занятая позиция играла решающую роль. Я была свидетелем, когда множество людей спасались от бедствий благодаря тому, что находившийся среди них один единственный человек сохранял правильное состояние сознания, верную внутреннюю позицию. Но верная позиция должна сохраняться не только в высших частях вашего сознания, в то время как тело будет предоставлено привычным для него реакциям. Если вы будете, оставаясь где-то высоко, призывать Божественное и говорить: «Да будет Воля Твоя» — а тело будет дрожать от страха, то риск быть убитым остается. Нужно уметь сохранять истинное сознание во всём вашем существе, включая и само тело, не допускать и тени страха, наполнить божественным покоем все существо. Вот тогда для вас, действительно, не будет никакой опасности. Вы сумеете не только отразить нападения со стороны людей, но и усмирить животных и даже стихии.

Приведу маленький пример. Помните ту ночь, когда был ужасный циклон, стоял страшный грохот и на город низвергались потоки дождя. Я решила пойти помочь Шри Ауробиндо закрыть окна в его комнате. Приоткрыв дверь, я увидела, что он пишет, спокойно сидя за своим столом. В комнате был такой глубокий покой, что никому бы и в голову не пришло, что снаружи бушует циклон. Окна были распахнуты, но в комнату не попало ни единой капли дождя.

О силе воображения

Воображение обладает силой создания ментальных образов и форм. Когда эта сила подчинена служению Божественным целям, она уже не просто формообразующая, но творчески-созидательная. Впрочем, не существует мыслеформ, вообще лишённых реальности, ибо всякий образ — это реальность на ментальном уровне сознания. Сюжет, к примеру, существует в реальности ментального мира совершенно независимо от физического плана сознания. Каждый из нас до известной степени обладает даром сочинительства и наделён способностью создавать мыслеобразы в ментальном мире. В действительности, большая часть нашей жизни — плод работы нашего воображения. Всякий раз, когда вы позволяете вашему воображению увлекаться картинами неприятных происшествий или несчастий, вы создаёте тем самым предпосылки для их реализации в будущем. И напротив, чем более оптимистично настроено ваше воображение, тем с большей вероятностью вы достигните своих целей. Г-н Куэ сумел постичь силу этой истины, благодаря которой ему удалось излечить сотни людей, просто научив их представлять себе, что никаких недугов у них уже не было. Однажды, например, он рассказал о таком случае из своей практики. У одной женщины выпадали волосы. Для начала она начала внушать себе, что с каждым днём положение улучшалось и волосы, вне всяких сомнений, росли. Постоянно держа это в воображении, она добилась того, что волосы действительно начали расти и даже стали довольно длинными в ходе дальнейшего самовнушения.

Эта формотворческая способность ментального существа приносит большую пользу и в йоге. Когда ваше ментальное существо соединяется с божественной Волей, начинается нисхождение супраментальной истины через все планы сознания, отделяющие ментальный план бытия от высшего Света; и если, достигнув ментального уровня сознания, она встречает способность к образному мышлению, она с легкостью воплощает себя в этой способности и существует в вас как творческая, созидающая сила. Вот почему, повторяю вам, никогда не поддавайтесь ни унынию, ни печали. Пусть в вашем воображении всегда царит надежда, пусть оно будет радостным и восприимчивым к высшей Истине, которая пытается найти в вас ментальные образы, способные вместить и удержать ее созидающий свет.

Воображение — подобно ножу, который можно использовать как во зло, так и во благо. Если вы постоянно живёте мыслью и чувством о том, что вы находитесь на пути к трансформации, то вы тем самым способствуете своей йоге. Если, напротив, вы впадаете в уныние, сетуете на свою неготовность или неспособность к достижению божественной реализации, то это — оказывает пагубное влияние на всё ваше существо. Именно поэтому я не устаю повторять вам: что бы ни случилось, не поддавайтесь депрессии. Наоборот, живите с постоянной надеждой и убежденностью, что то, над чем мы работаем, в итоге увенчается успехом…

Категория: Другое | Добавил: Moskalev (30.12.2016)
Просмотров: 837

Меню

Категории раздела

Поэзия [6]
Проза [3]
Статьи [30]
Другое [29]