Моисеев
О взглядах академика Н. Н. Моисеева
(Материал подготовил доцент Казанского Государственного Университета В. И. Гаранин)
Никита Николаевич Моисеев родился 23 августа 1917 г. в Москве. В 1941 г.
окончил математический факультет МГК (специальность "функциональный
анализ"). Участник Великой Отечественной войны. Кандидат технических
наук с 1948 г., доктор математики с 1953 г. Профессор МФТИ с 1954 г.
Зам. директора Вычислительного цента АН СССР с 1958 г. Действительный
член Академии наук, лауреат Государственной премии СССР. Основные
направления научной деятельности:
1) прикладная математика и её использование для решения сложных задач
физики и техники, в т.ч. и методы траекторных расчётов космических
систем;
2) теория управления и методы оптимизации, в т.ч. природопользования;
3) математические модели динамики биосферы (количественные оценки
возможных последствий ядерной войны - "ядерная зима" и "ядерная ночь");
4) методологические проблемы взаимоотношения биосферы и общества и
модели стабильности биосферы в условиях антропогенных воздействий.
Опубликовано более 300 статей и около 20 монографий, часть которых
использована в данном обзоре.
В последние десятилетия в развитых капиталистических странах
сформировалось так называемое "общество потребления". С ним связан целый
ряд иллюзий, и прежде всего о преодолении социальных и природных
ограничений. Общество потребления создало целый ряд установок -
общепринятых взглядов на жизнь. Нам важно обратить внимание на одну
особенность общества потребления - безграничное и ничем не оправданное
растранжиривание ценностей - вещей, энергии, земных ресурсов. Подобное
развитие бесперспективно, наращивание темпов уничтожения земных ресурсов
очень скоро может поставить человека на грань катастрофы. В 1975 г.
человечество извлекло из недр Земли нефти в объеме 3500 млн. т.
условного топлива, из этого количества в США было сожжено около 1000
млн. т.
Экологические кризисы на Земле были и ранее. Последний из них
привел к резкому сокращению населения Земли, когда были истреблены стада
диких копытных, а человек из охотника стал животноводом и земледельцем,
выйдя на новый виток эволюции. Известны кризисы и меньшего масштаба:
пустыни Африки и Ближнего Востока возникли в историческое время как
следствие перевыпаса скота, распашки земель, вырубания лесов; обеднение
экосистем вызывает нарушение биоразвития и как следствие - уменьшение
устойчивости экосистем; изменяется климат вследствие разогрева Земли.
Ещё серьезнее последствия ядерной войны: при взрыве 100-150 мегатонн
ядерного горючего (одна атомная подводная лодка несёт на себе около 200
мегатонн) - на Хиросиму было сброшено в 10-15 тыс. раз меньше - "ядерная
зима" продлится несколько месяцев. В первый месяц после обмена ядерными
ударами средняя температура атмосферы в приземном слое упадет на 15-20
градусов, а локальные понижения в центре Сибири и на восточном побережье
США будут достигать 40-45 градусов. Все источники пресной воды
замерзнут, урожай погибнет, все экологические связи будут разорваны.
Произойдет полная гибель наземной биоты, а затем и жизни в океане. В
каком бы районе мира ни случилась ядерная катастрофа, человечество будет
уничтожено полностью на всей Земле.
В нашем веке есть все основания думать, что возможности любых
современных цивилизаций, основы которых возникли на заре голоцена (10
тыс. лет назад), и соответствующие им "миропонимания потребителей
природных богатств" близки к исчерпанию. Стремление к властвованию на
основе представления о безграничной неисчерпаемости природных ресурсов
привело человечество на грань катастрофы. Биосфера без человека
существовала и может существовать, человек вне биосферы существовать не
может этот тезис должен быть принят в качестве аксиомы. Никакого чисто
технического или технологического решения проблемы будущности
человечества быть не может. Принципиально. Возврат человечества к
структуре биогеохимических циклов "дикой природы" невозможен.
Современные потребности человечества могут быть покрыты источниками
возобновляемой энергии (гидроэнергетика, энергия ветра, т.е. в конце
концов за счет Солнца) лишь на 10-12%. Значит, для того чтобы
человечество могло вписаться в естественные циклы биосферы, необходимо
следующее: либо количество жителей планеты должно быть уменьшено раз в
10, т.е. не превосходить 500-600 млн. человек, либо потребности каждого
из жителей планеты должны быть сокращены раз в 10. А потребности
американца должны быть снижены, вероятно, раз в 50. Надо ли говорить,
что обеспечить в современных условиях такое равновесие невозможно.
Человечество стоит перед беспрецедентной задачей - выработкой
стратегии своего выживания на планете. В рамках стратегии придётся
изменить всю систему общественных и международных отношений, шкалы
ценностей и т.д. Человечество стоит на пороге нового витка
антропогенеза. И вопрос лишь в том, произойдет ли он стихийно, когда
этот переход будет связан с кровью, уничтожением значительной части
человечества (а может быть, и его полной гибелью - завершением
антропогенеза), или путем реализации некой оптимальной стратегии
перехода, разработанной коллективным интеллектом человечества. В
традициях нашей русской культуры есть на что опереться. Вспомним
Тютчева:
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
"В этих четырех строчках сконцентрировано то истинное отношение к
природе, которое изначально присуще нашей русской цивилизации. И я
думаю, что нам в России будет легче, чем на Европейском полуострове,
создать полноценную систему непрерывного экологического образования.
Лучше сказать - воспитания в единстве с природой. Её создание будет
важнейшим шагом на пути к эпохе ноосферы.
...Я вижу лишь два пути. Либо исчезновение человека или, в крайнем
случае, возвращение в пещеры, либо то состояние природы и общества,
которое будет означать новый гомеостаз, т.е. новую планету. Я очень был
бы рад узнать о существовании иного выбора".
На первый план в XXI веке в любом случае выступает образование.
Основные положения:
1. Учитель в наступающем веке делается центральной фигурой гражданского
общества. Будущность страны, нации будет зависеть от него в большей
степени, чем от политика, коммерсанта, предпринимателя.
2. Изменение условий обитания на планете уже в ближайшие годы потребует
не только совершенствования воспитания и образования, но, может быть, и
коренной их перестройки.
3. В основе совершенствования образования должно лежать экологическое
образование и экологизация остальных образовательных дисциплин.
4. При всей важности внешкольного образования основные усилия должны
быть направлены на совершенствование массовой школы и формирование на
основе экологизации образования новых принципов нравственности.
"Та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему
"Учитель", сделается лидером XXI века. Еще раз: не та, где сегодня
самый высокий уровень жизни и самая совершенная электроника, а тот
народ, который сумеет обеспечить передачу эстафеты знаний и культуры и
найти то взаимоотношение с окружающей природой, которое отвечает
современным потребностям".
|
Категория: Другое | Добавил: Moskalev (04.11.2010)
|
Просмотров: 1071
|
|
Меню
|