Сайт Москалёва Юрия

Понедельник, 17.02.2020, 06:50

Главная » Статьи » Другое

Моисеев
О взглядах академика Н. Н. Моисеева
(Материал подготовил доцент Казанского Государственного Университета В. И. Гаранин)

Никита Николаевич Моисеев родился 23 августа 1917 г. в Москве. В 1941 г. окончил математический факультет МГК (специальность "функциональный анализ"). Участник Великой Отечественной войны. Кандидат технических наук с 1948 г., доктор математики с 1953 г. Профессор МФТИ с 1954 г. Зам. директора Вычислительного цента АН СССР с 1958 г. Действительный член Академии наук, лауреат Государственной премии СССР. Основные направления научной деятельности:

1) прикладная математика и её использование для решения сложных задач физики и техники, в т.ч. и методы траекторных расчётов космических систем;
2) теория управления и методы оптимизации, в т.ч. природопользования;
3) математические модели динамики биосферы (количественные оценки возможных последствий ядерной войны - "ядерная зима" и "ядерная ночь");
4) методологические проблемы взаимоотношения биосферы и общества и модели стабильности биосферы в условиях антропогенных воздействий. Опубликовано более 300 статей и около 20 монографий, часть которых использована в данном обзоре.

В последние десятилетия в развитых капиталистических странах сформировалось так называемое "общество потребления". С ним связан целый ряд иллюзий, и прежде всего о преодолении социальных и природных ограничений. Общество потребления создало целый ряд установок - общепринятых взглядов на жизнь. Нам важно обратить внимание на одну особенность общества потребления - безграничное и ничем не оправданное растранжиривание ценностей - вещей, энергии, земных ресурсов. Подобное развитие бесперспективно, наращивание темпов уничтожения земных ресурсов очень скоро может поставить человека на грань катастрофы. В 1975 г. человечество извлекло из недр Земли нефти в объеме 3500 млн. т. условного топлива, из этого количества в США было сожжено около 1000 млн. т. Экологические кризисы на Земле были и ранее. Последний из них привел к резкому сокращению населения Земли, когда были истреблены стада диких копытных, а человек из охотника стал животноводом и земледельцем, выйдя на новый виток эволюции. Известны кризисы и меньшего масштаба: пустыни Африки и Ближнего Востока возникли в историческое время как следствие перевыпаса скота, распашки земель, вырубания лесов; обеднение экосистем вызывает нарушение биоразвития и как следствие - уменьшение устойчивости экосистем; изменяется климат вследствие разогрева Земли. Ещё серьезнее последствия ядерной войны: при взрыве 100-150 мегатонн ядерного горючего (одна атомная подводная лодка несёт на себе около 200 мегатонн) - на Хиросиму было сброшено в 10-15 тыс. раз меньше - "ядерная зима" продлится несколько месяцев. В первый месяц после обмена ядерными ударами средняя температура атмосферы в приземном слое упадет на 15-20 градусов, а локальные понижения в центре Сибири и на восточном побережье США будут достигать 40-45 градусов. Все источники пресной воды замерзнут, урожай погибнет, все экологические связи будут разорваны. Произойдет полная гибель наземной биоты, а затем и жизни в океане. В каком бы районе мира ни случилась ядерная катастрофа, человечество будет уничтожено полностью на всей Земле. В нашем веке есть все основания думать, что возможности любых современных цивилизаций, основы которых возникли на заре голоцена (10 тыс. лет назад), и соответствующие им "миропонимания потребителей природных богатств" близки к исчерпанию. Стремление к властвованию на основе представления о безграничной неисчерпаемости природных ресурсов привело человечество на грань катастрофы. Биосфера без человека существовала и может существовать, человек вне биосферы существовать не может этот тезис должен быть принят в качестве аксиомы. Никакого чисто технического или технологического решения проблемы будущности человечества быть не может. Принципиально. Возврат человечества к структуре биогеохимических циклов "дикой природы" невозможен. Современные потребности человечества могут быть покрыты источниками возобновляемой энергии (гидроэнергетика, энергия ветра, т.е. в конце концов за счет Солнца) лишь на 10-12%. Значит, для того чтобы человечество могло вписаться в естественные циклы биосферы, необходимо следующее: либо количество жителей планеты должно быть уменьшено раз в 10, т.е. не превосходить 500-600 млн. человек, либо потребности каждого из жителей планеты должны быть сокращены раз в 10. А потребности американца должны быть снижены, вероятно, раз в 50. Надо ли говорить, что обеспечить в современных условиях такое равновесие невозможно. Человечество стоит перед беспрецедентной задачей - выработкой стратегии своего выживания на планете. В рамках стратегии придётся изменить всю систему общественных и международных отношений, шкалы ценностей и т.д. Человечество стоит на пороге нового витка антропогенеза. И вопрос лишь в том, произойдет ли он стихийно, когда этот переход будет связан с кровью, уничтожением значительной части человечества (а может быть, и его полной гибелью - завершением антропогенеза), или путем реализации некой оптимальной стратегии перехода, разработанной коллективным интеллектом человечества. В традициях нашей русской культуры есть на что опереться. Вспомним Тютчева:

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

"В этих четырех строчках сконцентрировано то истинное отношение к природе, которое изначально присуще нашей русской цивилизации. И я думаю, что нам в России будет легче, чем на Европейском полуострове, создать полноценную систему непрерывного экологического образования. Лучше сказать - воспитания в единстве с природой. Её создание будет важнейшим шагом на пути к эпохе ноосферы. ...Я вижу лишь два пути. Либо исчезновение человека или, в крайнем случае, возвращение в пещеры, либо то состояние природы и общества, которое будет означать новый гомеостаз, т.е. новую планету. Я очень был бы рад узнать о существовании иного выбора". На первый план в XXI веке в любом случае выступает образование. Основные положения:

1. Учитель в наступающем веке делается центральной фигурой гражданского общества. Будущность страны, нации будет зависеть от него в большей степени, чем от политика, коммерсанта, предпринимателя.
2. Изменение условий обитания на планете уже в ближайшие годы потребует не только совершенствования воспитания и образования, но, может быть, и коренной их перестройки.
3. В основе совершенствования образования должно лежать экологическое образование и экологизация остальных образовательных дисциплин.
4. При всей важности внешкольного образования основные усилия должны быть направлены на совершенствование массовой школы и формирование на основе экологизации образования новых принципов нравственности.
"Та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему "Учитель", сделается лидером XXI века. Еще раз: не та, где сегодня самый высокий уровень жизни и самая совершенная электроника, а тот народ, который сумеет обеспечить передачу эстафеты знаний и культуры и найти то взаимоотношение с окружающей природой, которое отвечает современным потребностям".
Категория: Другое | Добавил: Moskalev (04.11.2010)
Просмотров: 683

Меню

Категории раздела

Поэзия [14]
Проза [2]
Статьи [27]
Другое [26]