В какого Бога вы верите? Этот вопрос нередко люди задают друг другу, когда разговор заходит о сверхъестественном, потустороннем или религиях. Но посмотрим на него более пристально: разумен ли он? Что подразумевается под словом «Бог» развитыми культурами мира? Нечто изначальное, всемогущее, вездесущее, всетворящее. То есть, речь идёт об одной и той же высшей реальности, но названной на разных языках разными словами. У алгонкинов, индейцев Америки, эта высшая сила и вездесущность называется Маниту. Тюркские народы говорят об Аллахе. По-английски – God (Год), а Бог — это по-русски. Так же, как с солнцем, луной, любовью, радостью, другими объектами природы, явлениями жизни и понятиями — у разных народов для обозначения их свои слова, но мы не спрашиваем друг друга: «А о каком солнце идёт речь? О сан (по-английски), о кояш (по-татарски), о мзе (по-грузински)..?» Более того, в одном и том же языке, в одном и том же конфессиональном коллективе могут использовать много разных слов, синонимичных слову «Бог». Например, у нас есть такие слова: Всевышний, Господь, Отец, Творец, Спаситель, Всемогущий, Вездесущий, Всевидящий, Вселюбящий, Всепрощающий, Абсолют и т. д. В бенгальском языке около сорока обращений к высшей реальности. В зависимости от состояния сознания, контекста, интонации люди используют разные слова, но имеют в виду ту же самую реальность. Снова приведём приземлённое сравнение. Одного человека, допустим, какого-нибудь мужчину, называют по-разному (по имени, по имени и отчеству, по кличке, по прозвищу, по профессии, папой, отцом, мужем..), но мы не задаёмся вопросом вроде этого: «А о ком идёт речь? О твоём папе или о твоём отце?»
Так почему же мы часто слышим вопрос «А в какого Бога вы верите?», причём не только из уст простых людей, но и вполне интеллектуальных. Очевидно, подразумевается: «А какой религии ты принадлежишь?» Или подразумевается более глубоко копающий вопрос «Какому учителю ты веришь?», ведь не зря же сказано «Какой поп, такой и приход». Человек может сказать: «Так говорил Заратустра». Но нет же видеозаписи и других вещественных доказательств, что Заратустра так говорил. А если он так и говорил, то важно знать, кому говорил, при каких обстоятельствах… Сказал бы он то же самое другому человеку, при других обстоятельствах? «Нет, — отвечают скептики цитирующему Заратустру, — это, наверное, Ницше* так говорил, а не Заратустра. Не важно, к какой религии ты себя причисляешь, важно, какой ты человек и кто твой духовный наставник сейчас? Чьи книги ты читаешь?»
А вот многобожие в Древней Греции, В Древнем Риме, в Киевской Руси, в Индии и у других народов? Вишну, Шива, Зевс, Перун и другие боги, которым поклонялись и поклоняются, разве речь идёт об одном и том же? Нет, конечно. Речь идёт о разных проявлениях одного и того же, разных аспектах одного и того же. С чего у людей всё начиналось? Они смотрели на природу озадаченно и видели многообразную игру природы, в которой важнейшую роль играет солнце, вода, ветер… Они начали поклоняться стихиям, чтобы задобрить их для удобства своего или чтобы понять, осознать эти стихии в их изначальной природе (это те из них, кто «во всём хотел дойти до самой сути»). В медитациях на силы природы умы этих продвинутых философов прошлого получали вИденья олицотворённых сил природы, или богов, и запечатлели эти вИдения в литературном слове и в живописи. Но некоторые мудрецы в своём самопогружении шли дальше и дальше, за пределы всех форм и проявлений к изначальной реальности. В тех же Ведах говорится: «Не то, не то...», «Веди меня от нереального к реальному, от темноты к свету, от смерти к бессмертию». И в конечном итоге человеческому уму явились такие открытия: «Бог есть Свет и нет там никакой тьмы», «Бог есть Любовь», «Я познал это великое Бытие, сияющее, как солнце, за пределами кромешной тьмы», «Из высшего Блаженства мы пришли в существование, в Блаженство мы стремимся и в Блаженство в конце пути возвращаемся»...** Про творение, про игру вселенской природы они сказали следующее: Бог был один, а затем из самого себя Он создал этот мир, чтобы наслаждаться собой в бесконечном количестве форм.
Мудрецы нашего времени поддерживают открытия философов седой старины, создавших Веды, Упанишады, Бхагават-Гиту, Библию и другие писания. Вот например, слова современного духовного философа Шри Чинмоя, придерживавшегося взгляда на мироздание как на единое целое, проявляющееся в разнообразии: «Нет и тени сомнения, что материя и дух едины. Дух, когда он глубоко спит, есть материя; материя, когда она полностью пробуждена, есть дух». То есть, нет ничего, кроме Бога, а всё это разнообразие земной жизни и вселенской, это Его игра, манифестация, находящаяся в эволюционном развитии. С этой точки зрения, темнота жизни — это просто недостаток света, который устраняется привнесением света. Говорится ещё и так: зло существует для того, чтобы мы больше ценили добро.
Так что давайте не будем настаивать на том, что многобожие (например, индусов) противоречит монотеистическим взглядам. Не противоречит, потому что древние прозревали изначальное единство за разнообразием форм и проявлений, и потому ещё, что монотеизм также подразумевает разные проявления единого Бога. Он и сострадательный, и справедливый, и всетворящий, и всепреобразующий. А, кстати, обходится ли преобразование без разрушения? Нет, значит, и всё разрушающий Он (где же здесь противоречие с индуистским триединством: Брама-Вишну-Шива? Брама — это творец вселенной, Вишну — это хранитель вселенной, а Шива — это разрушитель-преобразователь вселенной). В монотеистических учениях, допустим, в христианских, разве не говорится об ангелах, архангелах, многочисленных святых? Разве им не молятся по тому или иному случаю? Само по себе поклонение или глубокое почтение чему-то более высокому и развитому не является отрицанием Абсолюта, объединяющего всё и вся. На определённой стадии развития человеку и не обязательно иметь дело напрямую с Абсолютом. Для маленького ребёнка он проявляется через мать и обучает всему необходимому через мать. Затем появляются другие воспитатели и учителя. И опять же, став умнее и сильнее, чем мать, даже обретя глубокое чувство высшей духовной реальности в себе, разве сын должен отрицать свою постаревшую мать, не уважать её? Действительно, духовно развитый человек видит проявление высшей истины везде и во всём и, соответственно, проявляет своё почитание этой истины.
В общем, все люди верят или не верят в одного и того же Бога, и нет в этом вопросе между ними никакого противоречия. Но как же быть со спорами и конфликтами на религиозной почве? Причины здесь те же самые, что и в других ссорах между людьми: эгоизм сторон, желание первенствовать, возвышаться над другими («мы все глядим в наполеоны»), нежелание посмотреть на предмет глазами другого человека, получение некоего удовольствия от конфликта (многим просто скучно, если они ни с кем не конфликтуют), жадность, ревность (как он смеет ходить не в мою церковь!)… — невежество, одним словом. Прямо как в спорте, где все болельщики любят силу, интуицию, изящество, мужество, волю, выносливость и другие прекрасные качества, проявляемые спортсменами, но ссорятся между собой, болея за разных спортсменов. Так называемые религиозные войны никогда не были, по сути, религиозными. Война — слишком хлопотное и затратное дело, чтобы она могла возникнуть только из-за какого-то теологического спора каких-то схоластов. Сами спорящие, конечно, могли поколотить друг друга, но как увлечь на войну тысячи бойцов и финансистов этими спорами о том, кому лучше поклоняться и как лучше молиться? Причины тех войн — интересы феодалов, стремящихся к расширению сельско-хозяйственных владений и контролю над торговыми путями, а религии поднимались на флаг для оправдания вероломства: «Ваш Бог — не Бог. Мы пришли к вам с мечом, что б научить вас истинной мудрости!» В том же Исламе мудрые вам скажут: «Победи неверного» означает «Победи неверного в себе. Преобразуй в себе сомнение в веру, печаль в радость, темноту в свет», — и никак иначе эти слова настоящими мудрецами Ислама не истолковываются. А иное толкование — это просто геополитика. Так что, друзья, давайте различать, где истина, а где дремучий фанатизм или манипуляция сознанием людей, если мы действительно стремимся к обществу процветания, свободы и прогресса.
Юрий Москалёв.
*Одно из произведений Ницше называется «Так говорил Заратустра»
** Цитаты из Библии и Упанишад.
|