Сайт Москалёва Юрия

Четверг, 21.11.2024, 11:52

Главная » Статьи » Статьи

Томас Джефферсон и современная Россия

 

Томас Джефферсон и современная Россия.

13 апреля – День рождения Томаса Джефферсонаб великого исторического деятеляб просветителяб третьего президента США. Недавно Союз писателей Санкт-Петербурга издал на русском языке книгу «Свет и Свобода: размышления о стремлении к счастью». Эта подборка текстов из его литературного наследия составлена одним из ведущих в США знатоков творчества и биографии Джефферсона, профессором и юристом из Нью-Йорка Эриком Петерсеном (англоязычный вариант книги на сайте http://www.lightandliberty.org/), который недавно посетил Российскую Федерацию с презентацией этой книги. Эрик Петерсен побывал в Санкт-Петербурге и в Москве, где успешно выступил с лекциями в ряде университетов, в Союзе писателей Санкт-Петербурга и в Философском обществе Санкт-Петербурга.

На первый взгляд, разговор о Томасе Джефферсоне в России не актуален, но не будем забывать, что именно  при правлении Томаса Джефферсона впервые были установлены дипломатические отношения между Россией и США (1808-1809). И Томас Джефферсон высоко отзывался об Александре I, считая его самым достойным лидером в Европе. Установление дипломатических отношений между Россией и США – важное историческое событие, если учитывать, какую большую роль обе эти страны играли и играют в прошедших и нынешнем веках. Да, Джефферсон – это американская история, но своими идеями и трудом он вдохновил многие страны, включая Россию. 

Конечно, оглядываясь на ХХ век, наблюдая сегодняшнюю непростую политическую ситуацию в мире, порой сомневаешься в том, что взгляды Томаса Джефферсона основательно укоренились. Не утопичны ли они, не тщетны ли были все эти усилия?  Но, если смотреть глубже, внимательнее, приходишь к выводу, что мир прогрессирует, несмотря на все трудности и трагедии. Например, мы видим, что миротворческое движение получило большое распространение, чего раньше не было. И многое другое из того, о чём Джефферсон мечтал, утвердилось и в США, и в Европе, и в России, и в других регионах мира. Утвердилось как государственные и общественные институты, как официальные законы, как принципы, убеждения и модели поведения многих миллионов людей, как всё то, что мы называем «цивилизованностью». Конечно, для подлинного воплощения идеалов необходима кропотливая работа по совершенствованию человеческой природы, но все эти институты, законы и принципы являются действенными, реальными механизмами, с помощью которых мы можем не допускать скатывания общества в пропасть полного невежества.

Из книги «Свет и свобода»…

Свет и свобода всегда сопутствуют друг другу. Если в цивилизованной стране надеются, что народ может быть невежественным и свободным, значит, надеются на то, чего никогда не было и никогда не будет”.

Несомненно, Джефферсон был сыном своего времени, являлся рабовладельцем. Но известно, что слуги его любили. Биографы сообщают, что, когда он вернулся из Франции, где служил послом, для его слуг это стало настоящим праздником. Они радостно приветствовали его, примчавшись со всей округи,  подняли его и на своих плечах с песнями внесли в дом. Общение между рабами и их хозяевами в те времена могли быть и вполне дружескими, а не только напряжёнными. В этом тандеме «руководитель-подчинённый» многое же зависит от качеств характера и поведения руководителя. И в России отношения между крепостниками и их крепостными тоже бывали разными, не только плохими, как обычно утверждали советские пропагандисты, но и образцовыми. После отмены крепостного права нередко крестьяне хотели оставаться при своих хозяевах. И даже после ленинской революции у многих крестьян сохранялась любовь к хозяевам. Например, хорошо изучивший историю своей семьи Художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова и народный артист СССР Олег Табаков в одном из интервью говорит: «Мой дед жил в черте оседлости, в селе Гонората и в городе Балта. Человек он был небедный, много людей на него работали. Но все любили его, уважали. Два года и два месяца после октябрьского переворота его спасали и прятали крестьяне от лихих персонажей того времени — Котовского, Марии Богуславки и прочих. Вот так крестьяне боролись с буржуями!» Жизнь намного тоньше и многообразнее, чем пропагандистские картины в жанре соцреализма. Но как бы там ни было, именно Томас Джефферсон подписал в 1807 году билль, запретивший ввоз новых рабов на территорию США.

А не парадоксально ли, что Томас Джефферсон, являясь глубоко верующим человеком,  посещавшим церковь, ежедневно молившимся и даже издавшим свою собственную компиляцию из текстов Нового Завета, чрезвычайно активно выступал за разделение религии и государства?

Томас Джефферсон говорил: “Мои права никак не ущемляются, когда сосед мой говорит, что есть двадцать богов или что Бога и вовсе нет. Его слова не забираются ко мне в карман и не ломают мне ногу.

В истории нет примера того, чтобы направляемые священниками люди поддерживали свободное гражданское правление”.

Но он называл совесть “нашим верным внутренним наставником” и говорил: “Совесть — это единственная надежная путеводная нить, которая неизменно выводит человека из всех сомнений и противоречий”.

Конечно, не просто соединить убеждения под названием «Свет и Свобода» с государственным управлением и развитием, чем Томас Джефферсон активно занимался значительную часть своей жизни. Вот его размышления о государственном управлении, войне и мире…

Мы все должны считать себя не вправе обременять потомков своими долгами, а чувствовать нравственное обязательство платить их самим и делать это в рамках времени, которое считается периодом жизни одного поколения”.

“Надеюсь, вместе с нашей силой будет расти и наша мудрость и научит нас тому, что, чем меньше мы применяем силу, тем величественнее будет результат”.

Я ненавижу войну и считаю её величайшим бедствием для человечества. Если страны будут развязывать войну из-за малейшего ущерба, на земле никогда не будет мира”.

 “Мир — это наше страстное увлечение”.

 “Счастья человечества легче всего достичь, если стремиться к миру практически”.

В названии книги есть подзаголовок «Размышления о стремлении к счастью»,  отражающий один ключевых моментов философии и жизни Томаса Джефферсона. Он много написал об этом и вот несколько цитат из книги «Свет и свобода»…

 «Даритель жизни даровал её для счастья, а не для прозябания».

Свет одной сердечной мысли мне дороже денег”.

Засиживаться допоздна вредно для здоровья и не приносит пользы уму”.

“На свете ещё не бывало истеричных тружеников”.

“Всё искусство быть счастливым заключается в умении находить мирные занятия”.

Словом, здоровый образ жизни и полезный общественный труд – фундамент счастливой жизни, с точки зрения Томаса Джефферсона.

Сейчас популярны в литературе и в кино сюжеты, когда исторические фигуры перемещаются во времени. Интересно, как сложились бы отношения у Томаса Джефферсона с Россией нынешней? Конечно, вопрос с юмором, а всё же…

Из лекции составителя книги «Свет и свобода» Эрика Петерсена…

«Джефферсон говорил, что без общественного согласия жизнь стала бы безотрадной. Он верил, что политические разногласия отнюдь не должны вести к личной враждебности. И он говорил, что никогда не видел, чтобы один из спорщиков рассуждениями убедил другого…  И сам Джефферсон являл собою образец достоинства, обходительности, вежливости — совершенного джентльмена. Друзья, общавшиеся с ним, описывают его как человека свободного, искреннего, непринужденного, доброго. Говорили, что общение с Томасом Джефферсоном было сродни переживанию света из неисчерпаемого солнечного источника. А ещё говорили, что он завоевывал каждое сердце и поражал ум каждого обратившегося к нему человека».

Что ж, такая характеристика Томаса Джефферсона позволяет сделать вывод, что   современная Россия, подобно России XIX века, нашла бы в лице Джефферсона добросердечного и надёжного партнёра.

 

Подготовил Юрий Москалёв

Категория: Статьи | Добавил: Moskalev (30.12.2016)
Просмотров: 875

Меню

Категории раздела

Поэзия [6]
Проза [3]
Статьи [30]
Другое [29]