Интервью Леонида Любовского Газета «Республика Татарстан»- Леонид Зиновьевич, что для вас
значит быть композитором?
- Для меня это прежде всего
огромная ответственность. На мой взгляд, человек, именующий себя композитором,
не имеет права предлагать слушателям музыку, которая лишена содержания. Стоит
только на некоторое время ослабить внутреннюю работу, лежащую в основе
музыкальных постижений, как всё становится чисто формальным. А потеря того, что
является сущностным в музыке для подлинного композитора равносильна несчастью.
- Вы хотите сказать, что главное
в музыке как бы спрятано, что музыка – это не просто композиция звуков?
- Совершенно верно. Письмо
композитора и звукорежиссура – это лишь внешняя оболочка явления, его «костюм».
Музыка начинает звучать задолго до того, как приготовляется инструментарий для
её проявления. Музыка – это некое духовное переживание и энергетическое
движение в человеке, которые позже могут быть зафиксированы на нотном листе. И
величие музыкального произведения – прежде всего в глубине постижения
композитором изначальной, беззвучной природы этого произведения, его души.
- Но возможно ли вообще
воспроизвести то, что по-настоящему даже не расслышать?
- Вы правы. Медитативные,
интуитивные постижения композитора сразу же теряют свою утончённость, так
сказать небесную эфирность, при попытке их материальной реализации. И поднять
композиторскую «технику» на уровень идеи не удастся, по-видимому, никогда. Но
знаете, когда удаётся приблизиться к идеалу, - это такое счастье, за которое
можно отдать всё.
- Вы верующий человек?
- Я родился в 1937 году и, как вы
сами понимаете, не имел как таковой возможности воспитываться в чисто
религиозном духе. Но я верю в существование Высшей силы Бытия, определившей
наше место в этом бесконечном движении.
- Расскажите, пожалуйста, как вы
стали композитором. Вы из музыкальной семьи?
- В моей семье музыкантом была
только бабушка. Но музыкой я увлёкся, когда ещё ходил в детский сад. Как
способного ребёнка меня «отобрали» для музыкальной школы. Примерно тогда же
стали появляться мои первые музыкальные фантазии. Позже, в 10-летнем возрасте,
я написал свою первую «симфонию» размером в одну страницу… В общем, я не помню
себя не пишущим музыку. В 1961 году я поступил в Казанскую консерваторию. Но те
детские попытки писать музыку, которые приходятся на период моей жизни в
Каменке (Львовская область), где, кстати, любил бывать Чайковский и где он
написал «Лебединое озеро», считаю началом своего творчества. Если же называть
композиторов, которые в первую очередь задали для меня безусловно высокий
этический и профессиональный уровень, то это Бизе, Чайковский, Бах, Бетховен,
Шостакович, Прокофьев, Рахманинов.
- У вас есть медаль Сахарова. Это
какая-то музыкальная награда?
- Эта медаль вручалась только
один раз, в 1991 году, из рук Елены Боннэр, вдовы Андрея Дмитриевича. Я её
получил за музыкальное произведение, посвящённое Андрею Дмитриевичу ("Ля примоза
памяти Сахарова"). Я всегда с восхищением относился к его мужеству и
искренности, и это нашло выражение в моей музыке.
- В чём вы видите смысл или цель
своего творчества?
- Цель творчества – всегда идти за
пределы достигнутого, а это, как вы понимаете сами, бесконечный процесс.
Например, мне казалось, что в своей Пятой симфонии я сказал всё, что хотел
сказать в музыке. Но сейчас мне ясно, что надо идти дальше.
|