Нередко можно слышать: «Осторожнее с желаниями. Они могут исполниться». И, пожалуй, лучше всего комментирует это предупреждение восточная притча, в которой рассказывается о том, как лошадь, захотела стать красивее. Лошадь помолилась Богу об этом, и Всевышний откликнулся: «Как ты это видишь?» «Шея должна быть длиннее и ноги должны быть длиннее», — ответила лошадь и превратилась в верблюда. Увидев своё отражение, она разочаровалась, но Бог заметил: «Это именно то, о чём ты просила». Здравомыслящим людям понятно, что нужно чётко формулировать свои задачи и цели и в деталях прогнозировать все возможные последствия действий при решении задач и достижении целей. Но реально ли в хитросплетённой жизни, в которой всё зависит от всего, не ошибиться в подобном детализировании прогнозирования? А порой чёткости нет уже в самом начале, при вопросе «Чего ты хочешь?» Нам, конечно, хочется многого, но что-то выделить мы не решаемся.
На тренингах по саморазвитию учат быть счастливыми «здесь и сейчас», а не ожидать, что счастье придёт в будущем, если исполнить то или иное желание. Нет ожиданий — нет разочарований. Как в песне Бобби Мак Феррина ”Don’t worry, be happy!” (“Не беспокойся, будь счастлив!»). Такой подход, конечно, не подразумевает, что нужно быть, как пень, который весь свой век стоит на одном месте, покрываясь трухой и мхом. В духовной литературе всех развитых культур поясняют эту мысль про счастье «здесь и сейчас», ведая о центральной истине жизни, о Воле Бога, о том, что самое разумное — это взывать, молиться об исполнении этой высшей воли, а затем радостно принимать все обстоятельства и перемены, которые приходят в результате такой мольбы. Как говорил древнеримский император Марк Аврелий: “Fais ce que dois, advienne, que pourra” (“Делай, что должно, и будь, что будет“. В духовной литературе сообщается также, что искренняя молитва об утверждении универсальной силы жизни развивает в человеке подлинный внутренний, интуитивный голос, который отчётливо говорит человеку, что правда, а что ложь, что является истинной его потребностью, а что лишним желанием.
Принимая во внимание этот молитвенно-философский подход к жизни, можно сделать вывод, что подлинный внутренний голос, чувство высочайшей истины — это базовая ценность человека, стремящегося к счастью и прогрессу в своей жизни. Этот внутренний голос, или интуитивное умение различать и воспринимать прогрессивные идеи, нуждающиеся в проявлении на земле, зарождается там, где мольба об осознании истины заканчивается, то есть во внутреннем безмолвии, или в медитации. Во время настоящей медитации ни о чём не просят, ни о чём не думают, а просто как бы вслушиваются во внутреннюю тишину сознания и всматриваются во внутреннюю красоту своего божественного Я, или души. Результатом такой возвышенной психологической работы может стать не только ощущение покоя и счастья, но и творческая одухотворённая мысль, стойкое стремление к прогрессивному действию.
В мире и у нас в стране есть немало граждан, увлечённых теориями социального строительства, революционно настроенных. Но, как правило, в их рассуждениях нет места таким понятиям, как «Воля Бога», «голос души, или истины». Им не чуждо понятие «голос совести», но рассуждают они, главным образом, об экономических и политических реформах. Разумеется, надо стремиться к повсеместному исполнению законов и оптимизации в экономической деятельности. Но что может измениться к лучшему без изменений во внутренней жизни людей, из которых сформировано общество? Ведь внешняя жизнь человека начинается с его внутренних порывов. На земле множество людей, сознательность которых находится на уровне Шарикова (литературного персонажа из повести Михаила Булгакова "Собачье сердце"). Поэтому пытаться улучшать мир только экономическими и политическими методами, подобно тому, как пытаться торфяной дом сделать железобетонным, просто перекладывая торфяные брикеты с места на место. В XIX веке и в начале XX века ряд наших знаменитых философов, общественных деятелей и писателей посмеивались над наивностью мечтательных революционеров-социалистов-анархистов. Лев Толстой, например, говорил так: «Все хотят изменить мир, но никто не хочет измениться сам».
Но не будем никого принижать. Искренние строители социализма и коммунизма не были такими уж наивными людьми, они понимали важность воспитания и перевоспитания не только других, но и себя (вспомним Рахметова, который был собирательным, из «Что делать?» Чернышевского). На самом деле, мечта о справедливом, гармоничном обществе, о «Царствие Небесном на земле», в котором главенствует «от каждого по способностям каждому по потребностям» зародилась, как утверждают историки, во глубине даже не веков, а тысячелетий, запечатлевшись в уважаемых писаниях седого прошлого разных стран и народов (в Ведах, например, в книгах первых философов Христианства…). А в наш век, в 1917 году, появился удивительный и гениальный труд, в деталях, глубоко философски, исторически и психологически проанализировавший эти древние мечты о совершенстве общественного развития. Речь идёт о книге Шри Ауробиндо «Человеческий цикл» (Шри Ауробиндо в молодости с отличием окончил Кембриджский университет и затем работал профессором и ректором в Калькутте). Советские студенты не проходили эту книгу в университетах, но в СССР был учёный-индолог, доктор наук Василий Бродов (один из создателей знаменитого документального фильма «Индийские йоги. Кто они?»), комментировавший в своих научных работах эту и другие книги Шри Ауробиндо. В «Человеческом цикле» Шри Ауробиндо смотрит не только в далёкое прошлое, но и на тысячи лет вперёд, давая названия будущим социально-политическим формациям и очень ясно показывая их психологические основы. Например, там говорится об обществе "Духовного анархизма", которое будет состоять из святых людей, хорошо чувствующих высшую истину и радостно послушных этой глубинной мудрости при её проявлении в своей земной активности. В таком обществе не будет потребности в юриспруденции и тюрьмах. Счастливое общество божественных творческих тружеников, смотрящих на мир как на храм, в котором допустима только чистота помыслов и действий.
Несомненно, в ходе эволюционного развития людей так и будет, но это очень, очень постепенный процесс. Тысячи и тысячи лет потребуются, чтобы прийти к такому идеальному человечеству, поскольку мы, люди, совершенствуемся неохотно и чрезвычайно медленно. А политики-революционеры Российской империи хотели достичь чего-то подобного в течение одного столетия, да ещё отвергнув многотысячелетний опыт духовного мировоззрения и духовной практики человечества, во всей полноте осознающий проблемы и трудности «человека разумного» на пути к истине. У того же Шри Ауробиндо ведь можно прочитать не только о рае на земле, но, например, и такое: «Не стоит слишком поспешно отзываться на всякий голос, ибо существуют лживые духи, готовые обмануть тебя; пусть очистится сердце твоё, и затем уже слушай». А вот как о внутренних прозрениях и порывах к действию пишет другой индийский философ-интуитивист Шри Чинмой, руководивший неконфессиональным центром «Медитации Мира при ООН»: «Если ответ исходит из духовного сердца и души, тогда вы испытываете чувство облегчения и покоя. В это время не появится никакая противоречащая мысль, чтобы отвергнуть ответ. Но если ответ исходит не из сердца или души, тогда вперёд выступит ум и будет противоречить, полученной идее. Послания, приходящие из ума, не будут содержать определённости. В данный момент ум говорит вам одно; в следующий момент ум говорит что-то другое… Если весть приходит из души, у вас будет колоссальная убеждённость, и вы с одинаковым удовлетворением воспримите как успех, так и неудачу… Вы просто сделаете это, независимо от того, каким окажется результат — удачным или неудачным, и вы почувствуете, что поступили правильно».
Нет смысла проклинать и отвергать революционное прошлое нашей страны, но будет разумно осознавать совершённые революционерами ошибки, чтобы быть мудрее сегодня на пути вперёд и вдаль. Быть мудрее — это вдохновлять людей на внутреннюю, духовную жизнь, на поиск истинного внутреннего голоса, а не ломать их об колено, как дрова для паровозной топки. Пусть истина пробуждается и развивается уникальным образом в каждом человеке и в меру восприимчивости каждого человека, и мы, несомненно, со временем увидим в результате те или иные положительные изменения в обществе в целом. Как фермер не ожидает всходов и богатого урожая на следующий день после посева, так и мудрые лидеры проявляют терпимость, терпеливость и заботливость при управлении обществом. И ещё одно сравнение. Солнце бывает закрыто шторами, облаками или ночью. Но шторы можно раздвинуть, а из-за облаков и ночного времени глупо думать, что солнца нет. Также и духовное солнце внутренней жизни человека всегда есть, всегда светит, несмотря на шоры узколобости, облака беспокойства, тучи страха и ночь разочарования, депрессии и отчаяния. И, если не сдаваться, а идти, то обязательно приходишь в своём внутреннем движении туда, где только свет и никакой тьмы.
Юрий Москалёв.
|