О Визборе, о песне, о себе
(газета "Молодёжь Татарстана" 1999 год)
"Спасибо за встречу, за Казань, за людей, за Кремль, за Башню, которая не помню, как называется, но которую помню, так сказать, наощупь! Как славно, что в нашей стране, имеющей такие огромные просторы, существует ряд радиостанций, работающих на одной волне! Наполним музыкой сердца! Готовый к услугам, твой Визбор".
Эти слова Юрия Иосифовича обращены к Владимиру Муравьёву - известному казанскому исполнителю и пропагандисту бардовской песни. Они написаны в особом блокноте, который Владимир Муравьёв ведёт с 1970 года. "В этот блокнот, - говорит он, - я собираю такие вот добрые пожелания интересных людей, главным образом, моих друзей-бардов, с которыми меня сводила судьба". Владимир Муравьёв - это человек, вложивший всю душу в то, чтобы песни Юрия Визбора, Булата Окуджавы, Арика Крупа и других легендарных бардов стали доступны широкому кругу слушателей и заняли достойное место в культуре нашей страны. С 60-х годов он служит бардовской песне, является лауреатом Грушинского и многих других фестивалей, организатор множества концертов и конкурсов авторской песни, участник Берлинского и Московского фестивалей молодёжи и студентов, лауреат премии им. М. Джалиля+ Лирическая природа, любовь к песне, однако, вполне дружно соседствует с его не вполне лирической работой врача-онколога (вскоре после этой статьи Владимир Юрьевич Мурвьёв стал доктором медицинских наук, профессором, - прим. автора).
- А как вы познакомились с Юрием Визбором?
- Это было на Грушинском фестивале. Мы там вместе играли в футбол, купались+ Помню такой момент: мне и Городницкому Юрий стал показывать свою новую песню: "Милая моя". Он пел: "Тих и печален ручей у хрустальной сосны+". Городницкий тогда сказал: "Юра, будет лучше, если ты будешь петь "у янтарной сосны". Юрий Иосифович сразу же согласился+ Иногда, приезжая в Москву, я целый день проводил у него дома. В последний раз это было в 1984 году, когда у него уже обнаружили злокачественную опухоль+ Раньше в свой репертуар я включал песни очень многих авторов. Но в последнее время отдаю предпочтение песням Юрия. Как правило, я знаю, каким образом, когда написана та или иная песня, кому посвящена, и поэтому мне легко петь его песни. И ещё - я счастлив, что меня ежегодно приглашают выступать на вечере памяти Ю.Визбора, который проводится в зале "Россия" 20 июня в Москве. Нина Визбор, его супруга, очень много делает, чтобы увековечить память о Юре. Она всегда присылает мне новые книги о Визборе, новые издания кассет, компакт-дисков+
- Чем, по-вашему, можно объяснить, что бардовская песня обрела в нашей стране такую популярность?
- Она заполнила вакуум, который возник между официозной песней и лёгкой развлекательной эстрадной. Она стала отражением душевного настроя тех, кто стремился к чему-то новому во времена хрущёвской "оттепели". И эти люди помогли песне о дружбе, о поиске себя, о вечных ценностях+ распространиться. Кроме того, появление бардовской песни совпало с появлением в нашей стране первых магнитофонов и вошло в историю как "магнитофонная культура". Вообще-то слово "бард" было введено позже, нежели эта песня обрела широкую известность. В какой-то газете провели аналогию с древними кельтскими странствующими поэтами, которых называли бардами. И поначалу далеко не все понимали это слово. Помню, как несколько ребят, читая вслух название концертной афиши, ставили в слове "барды" ударение на последний слог. А сочетание "авторская песня" предложил Владимир Высоцкий.
- Что сейчас происходит с бардовской песней? Говорят о кризисе этого жанра+
- Я так не считаю. Начиналось всё с простых песен о костре, о палатке+ Затем, с появлением Визбора и Окуджавы, мы стали говорить о хорошей поэзии, а сейчас - о развитой песенно-поэтической культуре. В настоящее время существует классическая манера исполнения и написания песен (Сухарев, Берковский, Городницкий), а также экспериментальная, когда используют другие, помимо гитары, инструменты или работают с "трудной" поэзией. Сергей Никитин, например, пишет музыку к сонетам Шекспира, к стихам Самойлова, Вяземского, Заболоцкого+ В общем, песня остаётся открытой ко всему новому и популярной, живой. Грушинский фестиваль как собирал раньше больше 100 тысяч слушателей, так и продолжает собирать, несмотря на экономический обвал в стране.
- Что значит песня для вас?
- Это счастье. Я пою с детства. Мой первый конкурс исполнителей авторской песни был в 1968 году в Смоленске. Я спел песню "Капает вода", объявив её автором Семёна Кашинского. А после концерта ко мне подошёл лопоухий парень и сказал: "Старик, ты не прав. Песня, которую ты спел, написана Михаилом Анчаровым". Это был Арик Круп. Мы с ним подружились, выступали вместе во многих городах+ Арик погиб в 1971 году, попав под лавину в горах. Запомнился Грушинский фестиваль, когда я стал лауреатом вместе с Александром Дольским, и было много других прекрасных встреч и знакомств+ Песня, думаю, рождается в стремлении выразить что-то самое важное, и я согласен с формулой одного моего знакомого: песня - это исповедь души.
Беседовал Ю. Москалёв
PS. Вот несколько сайтов известных бардов: www.gorodnitsky.com www.mityaev.ru www.homchik.ru
|