Сайт Москалёва Юрия

Воскресенье, 07.12.2025, 06:48

Главная » Статьи » Статьи

Главный архитектор города

Смоленская газета, декабрь 2024 года


Главный архитектор города


«Смоленск — красивый город», — нередко слышишь от туристов. А недавно проведенные и проводимые ремонтные и декоративные работы улиц и парков, несомненно, делают его ещё краше. Конечно, привлекают взгляд Смоленская крепостная стена, Успенский собор, костёл и ряд красивых дореволюционных зданий, расположенных по улице Советская, но таких исторических построек после Великой Отечественной осталось в городе совсем немного (как говорят историки, не более 7% зданий уцелело от бомбёжек), а остальное возводилось в послевоенные годы, и большой вклад в формирование современного архитектурного вида города внёс Герман Германович Соосар, работавший главным архитектором города с 1972 по 1982 год.


До него главным архитектором города был Даниил Петрович Коваленко, — рассказывает Юрий Германович Соосар, родной сын Германа Германовича. — Даниил Петрович в 1960-е годы проделал огромную работу по послевоенному восстановлению и знал город, как говорится, вдоль и поперёк. Моего отца перевели в Смоленск из Киргизии, города Фрунзе (ныне Бишкек) и в 1972 году назначили главным архитектором города, в связи с достижением пенсионного возраста Коваленко Д. П. Даниил Петрович собрался уходить, но отец предложил ему остаться в Управлении главного архитектора города в качестве своего заместителя хорошо понимая, что опыт и знания Коваленко будут востребованы и полезны в реализации архитектурной политики в Смоленске. Я тогда учился в 9 классе и хорошо помню этот момент, как отец переживал, что Коваленко хочет уйти, но получив предложение продолжить работу, он остался. Этот поступок характеризует отца как человека, умевшего гармонично работать с людьми.

С первых дней работы Герман Германович начал укреплять архитектурные кадры города – были приглашены на разные должности в проектные институты и Управление главного архитектора города (УГА), опытные архитекторы Абалян М.А., Арбузов А.С., Тычинский В.Г.. Кроме них во вновь созданную проектную группу при УГА Смоленска был приглашен выпускник художественного училища им. Мухиной (ныне СПГХПА им А.Л. Штиглица) Трубаев В.А. С градостроительным факультетом МИСИ был заключен договор о защите дипломных работ выпускниками столичного вуза — проектам, создаваемым по реальным заданиям УГА, которые впоследствии воплощались в жизнь города. Эффективно заработал градостроительный совет при УГА Смоленска, на котором обсуждались и принимались практически все проекты, которые создавались в смоленских и иногородних проектных институтах.

Герман Германович активно сотрудничал с Обществом охраны памятников, Обществом «Знание», регулярно проводил встречи со студентами и жителями города, информируя их о проектах, которые готовились к реализации в городе, отвечал на вопросы, обсуждал предложения. Его знало не только начальство, но и жители города, они узнавали Германа Германовича прямо на улицах города и не стеснялись обращаться к нему с вопросами. Ежемесячно проводились приёмы жителей города, куда люди приходили со своими вопросами и проблемами и получали их решения. В домашнем архиве я нашёл блокнот с пометками и записями, которые он делал при объезде города — о необходимых работах, которые нужно было выполнить на той или иной улице для приведения её в порядок, а также о выполнении ранее принятых на градостроительном совете решений: начиная от окраски фасадов зданий до сноса заборов. Работал он очень открыто, коллегиально, но вместе с тем, имея утончённый архитектурный и художественный вкус (отец же ещё был художником, рисование было его увлечением с детства) он мог отстоять, продвинуть то или иное архитектурное решение, в котором был убеждён. Основной принцип его работы, как мне кажется (я его нашёл в его рукописях), был: «Мой город – мой дом».

Но многие его замыслы остались не осуществлёнными. Например, нереализованный проект в составе творческого коллектива под руководством скульптора Народного художника СССР, лауреата Ленинской премии, Академика АХ СССР Кербеля Л.Е. при участии Заслуженного архитектора РСФСР Кутырева Е.И., скульптора Народного художника РСФСР Сергеева А.Г., главного архитектора г. Смоленска Соосара Г.Г. мемориального комплекса, посвященного победе советского народа в Смоленском сражении во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.. Мемориальный комплекс был логическим завершением на севере, уже созданной пешеходной улицы Октябрьской революции. Главной доминантой комплекса была фигура солдата – победителя высотой 5м, установленного на постаменте высотой 11м от которого по склону можно было спуститься по широкой лестнице, вдоль которой размещались скульптурные группы, ознаменовавшие историю побед в смоленских сражениях, на набережную Днепра, где планировалось построить здание панорамы Смоленского сражения. Для создания постоянного уровня реки Днепр в планах было строительство плотины в районе Гнёздово, для регулирования сезонного уровня реки.


Герман Германович родился в Эстонии?


Нет, в Новосибирске. Он из семьи переселенцев из Эстонии и никогда в Эстонии не жил. Герман Германович закончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. После окончания института работал в Новосибирске в проектном институте «СибЗНИЭП» главным архитектором института. Потом мы переехали в город Фрунзе, где отец работал главным архитектором ведущего республиканского проектного института «Киргизгипрострой». В 1972 году Госстрой РСФСР предложил ему стать главным архитектором одного из нескольких городов: Твери, Ярославля, Смоленска. Он посетил все эти города, чтобы посмотреть на них своими глазами, познакомиться с людьми, с которыми предстояло работать, и выбрал Смоленск. Его привлек рельеф города, который стоит на холмах. По его мнению, рельеф всегда даёт больше возможностей для архитектурных решений. Городской рельеф — доминанта, основа для творчества архитекторов, если люди профессионально подходят к делу. Очевидно, ему понравились и люди. Он тесно работал с Орловым Алексеем Ивановичем, который был тогда председателем горисполкома. Разумеется, по работе ему приходилось общаться и с Клименко Иваном Ефимовичем, и с Филатовым Дмитрием Ивановичем.


А его супруга, ваша мама, тоже была архитектором?


Мама работала главным инженером в Смоленском филиале проектного института МосЖелДорПроект. Она была специалистом по теплоснабжению и вентиляции. Они с отцом познакомились, когда учились в институте. Воспитали двоих детей: меня и мою сестру. Герман Германович считал себя в первую очередь архитектором и всегда считал свою профессию самой лучшей. С детства любил рисовать – особенно удавались ему акварельные рисунки. Из хобби, увлечений, помимо живописи, — любовь к бильярду. Отдыхать предпочитал в домах отдыха Союза архитекторов: в Суханово, Юрмале, Сочи. Отец успевал участвовать во многих творческих конкурсах, передавал свой профессиональный опыт молодым. Он был жизнелюбивым человеком и очень любил Смоленск.


Из воспоминаний коллег и современников…

Мирик Абалян, архитектор, член Союза архитекторов России: «Соосар был главным архитектором города, а я работал в проектных организациях. Но у нас был градостроительный совет. Все проекты всегда обсуждались, по ним принимались решения. Понимаете, он был самым действенным главным архитектором города».


Юрий Трусов, Председатель Смоленской организации Союза дизайнеров России: «Я хорошо помню только одного главного архитектора города, с которым Смоленску очень повезло. Это Герман Германович Соосар, который не боялся спорить с властью, и начальство, по результатом его деятельности, пожимало ему руку за профессиональную организацию архитектурного пространства».


Игорь Красновский, журналист, бывший главный редактор «Смоленской газеты»: «Я помню совершенно неожиданное преображение Смоленска в его современной истории — подготовку к Олимпиаде 1980 года. Это было что-то потрясающее! Я тогда учился в нашем педагогическом институте. Смоленск был провинциальным городом, хорошим, но в центре было много деревянных двухэтажек, полубарачных домишек. Город отличался обилием заборов в центре, причём именно деревянных, покосившихся. К Олимпиаде-80 Смоленск преобразился за какой-то год! Честь и хвала знаменитому главному архитектору Соосару! Все заборы снесли, в центре города появились скульптурные композиции, многое было украшено бордюрным камнем. Преобразился парк Блонье, там разбили новые газоны, сделали бордюрный камень вместо старого заборчика».


Из интервью Г. Г. Соосара 2 февраля 1980 года «И древний, и современный»…


- Герман Германович, разговор наш пойдёт, вероятно, вокруг генерального плана застройки города?

- Да, этот план рассчитан на последние тридцать лет двадцатого века. Прежде всего о размерах города. Границы его расширяются на 25 километров с востока на запад и на 15 километров с севера на юг. По площади займёт около 18 тысяч гектаров. Население увеличится до 400-450 тысяч человек… Объёмно-пространственная композиция будет включать в себя высотные здания… В новых проектах предусматривается не 15 процентов, как раньше, а 72 процента зданий в девять и более этажей…


- Кстати, какова судьба берегов Днепра?


Они, наконец-то, преобразятся. Уже делаются технико-экономические обоснования по созданию в Смоленске плотины, которая позволит поднять уровень воды на пять метров. С учётом этого проектируется набережная на левом берегу Днепра между двумя мостами. Все промышленные предприятия, хозяйственные постройки со временем будут убраны с берегов в черте города, а вдоль реки, как и положено, на много километров раскинется зелёная зона отдыха…

Перед архитекторами стоит очень ответственная задача — не только сохранить исторически сложившийся облик древнего Смоленска, но и сделать наш областной центр удобным для жизни красивейшим городом России, никогда не забывать о воспитывающем значении городской среды.


Категория: Статьи | Добавил: Moskalev (18.07.2014)
Просмотров: 858

Меню

Категории раздела

Поэзия [6]
Проза [3]
Статьи [34]
Другое [29]