Из истории Смоленска
Выдержки из поэмы
Автор Юрий Москалёв
Полную версию можно скачать по ссылке...
https://disk.yandex.ru/i/oQ3wuSsvIpVSwA
XII-XIII века
Избы, избы на холмах,
Монастырские строенья,
Многолюдье, шум, движенье
На обоих берегах
Серебристого Днепра.
Птица, скот, зерно, орехи,
Рыба, береста, доспехи,
Мёд, дубовая кора,
Бронза, серебро и злато,
Украшенья с янтарём,
Бочки с греческим вином,
Ткани, мех… Купец брадатый
Подаёт товар из трюма
На обмен и за монеты:
«Прежде не был в граде этом.
По природе я угрюмый,
Здесь же чувствую весёлость.
Думал, далеко, накладно,
Но торгуется здесь ладно!
Замечательная волость!
Кто же берега властитель?» —
«Князь Мстиславич, Ростислав. 1
У него суровый нрав,
Но, по сути, он — строитель.
Утвердил Епископию
(Грек возглавил, Мануил), 2
Зодчих разных подрядил
Из Афин и Византии.
Стал Смоленск при нём богат!
Балты, кривичи, из Пскова…
Днепр — дивный путь торговый!
Князь — искусный дипломат».
Солнце село, свет луны
Отражается в Днепре.
Жарят сало на костре
Два приятеля с Двины,
Помечтавшие познать персиянские края.
1 Князь Ростислав (ок. 1108 — 1167) был внуком Владимира Мономаха, княжил в Смоленске (ок.1127 — 1154).
2 Мануил Грек (1136/1137— между 1168—1180) — епископ Смоленский. Между князем и первым епископом было заключено соглашение, вошедшее в историю под названием «Уставные грамоты Ростислава».
«Там все девы — как царевны,
Нет болот, погоды скверной
И всегда в цвету земля,
Всюду сладкие плоды...
Не помрёшь там с голодухи...» —
«Не хотите медовухи?
Нету мест, где нет беды, —
Возразил варяг-наёмник,
Охраняющий дрова. —
Там вон новый град, Москва,
Говорил на днях паломник,
Там работа, наш язык…
А за морем ты — чужак
И без языка — дурак».
Вдруг раздался рядом крик:
«Люди, грабят! Воры, воры!»
Оживились всюду стражи:
«Что с поклажей?
Где пропажи?»
Мыши устремились в норы.
Гомон, брань, собачий лай,
Топот, ржанье лошадей,
Визг разбуженных свиней…
«Что украли?» — «Каравай,
Кринку с маслом, лапти, шкуру…
В лес убёг — ищи-свищи…
Сгрызли бы его клещи!»
Закудахтали тут куры
Заискрился пышный хвост
В свете лунном. Как зарница,
Скрылась в темноте лисица.
«Вероятно, за погост».
Брезжит небо, рыбаки
Удят щуку на живца.
Звучный храп с ладьи купца
В утренний туман реки.
***
«Знаете, приснился сон:
Ворожея у огня
Смотрит пристально в меня
И вещает: „Муж — не он...”» —
«Я не верю, Софья, в сны.
Если б наяву ведунья
На Купало в полнолунье
Иль на празднике весны...»
Закружился хоровод.
«Девоньки, а ну-ка в пляс!
Не хватает Ладе1 вас!»
1 Славянская богиня женской красоты, любви и бракосочетания
Всё бодрей, живей народ.
Пенье, игры, смех, гаданье…
«Петушка Купале в дар!»1
«Нечестивых кукол — в жар!»
Колеса с огнём катанье
И прыжки через костёр.
Занимается заря.
«Солнце, озари меня!» —
Затянул молитву хор.
Потянулись пары в воду
За духовным очищеньем,
Отпуская по теченью
Освещённые восходом
Из цветов венки, гирлянды.
Праздник жатвы, праздник лета
Успокоен тёплым светом…
1 Праздник бога лета, природы и плодородия проходил в начале жатвы в ночь с 23 на 24 июня. Во время празднования в жертву богу приносился петух, сжигались соломенные куклы, символизирующие беды и зло, скатывалось к воде горящее колесо, символизирующее солнце…
Вышло вече1 на веранду 2
Обсудить за терпким квасом
Соколиную охоту,
Местных руденов 3 работы…
Князь Давыд 4 заметил басом:
«Помощь Игорю нужна.» —
«Князь, скажи, зачем нам Юг?
Игорь нам совсем не друг,
И пуста у нас казна,
Чтобы войско гнать далече.» —
«У меня с ним уговор.
Трусом слыть — такой позор!»
Строже возражает вече:
«У себя полно забот.
На Двине нужней нам рать,
Что б спокойней торговать.
А на Юг идти в поход —
Риск большой и разоренье.
Так что вывод здесь такой:
Возвращаемся домой».
Князь охвачен жаждой мщенья…
«Чем прогневали мы Бога,
Что такой неурожай,
Гладом пожираем край?
Кто придёт нам на подмогу?»
1 Вече — собрание влиятельных людей княжества. Князь должен был согласовывать свои решения с вече и принимать во внимание их мнения и пожелания.
2 В те времена веранды назывались «гульбищами»
3 Ремеслиники.
4 Давыд Ростиславич (1140 — 23 апреля 1197) — князь смоленский (1180—1197), четвёртый из сыновей Ростислава Мстиславича.
«Вече — лишь неразбериха.
Должен быть один правитель.
Князь Давыд — наш покровитель», —
Размышляет вслух купчиха
В мастерской у гончара.
Знать глазеет и трудяги,
Дети, старики, бродяги…
Взмах сверкнувший топора —
Покатилась голова
С плеч боярских и с колоды
В назидание народу.
«Только князь у нас глава!»
***
Инок скребкою-писалом
Начертил на бересте
Гимн духовной красоте,
Пением наполнил залу.
Погрузился в благодать,
В сердце рассмотрел сиянье
И, охваченный молчаньем,
Ясно стал осознавать,
Что душою живо тело,
Что реален только Свет,
Что грехов и ада нет,
Если Божьим занят делом.
Щебет пташий, тёплый день
Призывают на прогулку.
В граде радостно и гулко.
Бык взмычал, жужжит слепень,
Бубны, гусли, свист, свирель —
Веселятся скоморохи:
«Прыгнем, братцы, яко блохи!»
«Покупайте свежий хмель!»
«Пирожки с грибами, с репой!»
Говор разный, иноземный,
Разговор пьянчуг проблемный,
Пёс рычит на них свирепо…
Плаха 1 вверх пошла, к Успенскому.
«Небо, Господи, — наш кров!» —
Запылал в грудине зов
У Авраамия Смоленского.2
1 Деревянный настил, которым покрывались городские улицы.
2 Авраа́мий Смоле́нский (1172[1]или 1150[2]— 1221[2] и 1224[1]) — церковный мыслитель, причислен к лику святых РПЦ.
***
Вороги со всех сторон:
Из Чернигова, литовцы,
Бату-хан… Что ж, к крестоносцам,
Видно, надо на поклон, —
Рассуждает Святослав, 1
Глядя в горизонт закатный. —
Превосходит многократно
Войско хана...» — «Ты не прав, —
Возражает воевода, —
На пути у них забота,
Как преодолеть болото.
Князь, за нас сама Природа!
Встретим их у Долгомостья...»
Ржанье, топот, храп коней,
Ругань, злоба, звон мечей,
Булавы ломают кости;
Багровеет мурава,
Колят копья, жалят стрелы...
Смерть встречают войны смело,
А прощальные слова
Не успеть сказать родным…
Промелькнут родные лица,
Словно рыбки иль синицы,
И уходит память в дым,
За вуаль иного мира,
Где нет брани, нет добра,
Нет охоты, нет Днепра,
Нет детей, ни жён, ни пира…
Несмотря на боль и раны,
Чувствует Меркурий 2 силу,
Точно в цель бросает вилы,
Выбивает дух из хана,
Волю из его орды…
Входят в град победители.
«Слава, слава спасителям
От погибели, от беды!»
1 Святослав Мстиславич — князь Смоленский ( княжил с 1232 до октября 1238).
2 Меркурий — легендарный воин, оказавший решающее влияние на исход битвы (у деревни Долгомостье), защитившей Смоленск от атаки войска Батыя.
XVII век
Пыль и гул, гремят повозки.
Отовсюду люд с охотой
Погружается в работу.
Камни, известь, брёвна, доски,
Щепки, стружка, треск и стук.
«Нагрузите кирпича! —
Крикнул, напугав грача
(заприметившего сук
Недоделанного сруба),
Фёдор Конь. 1 — Подай чертёж.
Этот угол нехорош,
А вот здесь проложим трубы,
Чтоб дожди могли пролиться.
Мы же строим не запруду.
Здесь добавить — слишком худо,
А вот тут ещё бойницу.
Для широкого обзора —
Башням — больше высоты…
И особой красоты,
Непохожести в узорах.
Дивная краса строений
Добавляет жизни граду,
Будит гордость в нём, усладу,
А в гостях к нему почтенье!»
«Годы жаркого труда
Горожан, крестьян, бояр,
Тех, кто млад, и тех, кто стар!
Каждый лепту внёс сюда!
А теперь, народ, веселье!
Фёдор, всё, что хошь, проси.
Лучшая во всей Руси
Твоя крепость-ожерелье!» 2
***
Треск грозы и волчий вой.
Ветер с ливнем рвутся в лес.
«Снова в нас вцепился бес:
Пустынь всюду, мор, разбой…
Шеин 3 обещал подмогу.
Московитов власть порушена —
Сигизмунд 4 взял вверх под Клушино.
Нет, пожалуй, Воли Бога,
Чтобы сдерживать осаду» —
«Хватит сеять здесь хандру!
А не то в подвал запру!
Зря мы что ли из посада
Забрались на эту стену?»
1 Фёдор Савельевич Конь (около 1540—после 1606) — инженер-строитель, создатель Смоленской крепостной стены.
2 Борис Годунов, протежировавший строительство Смоленского кремля, назвал его «Ожерелье всея Руси».
3 Михаил Борисович Шеин (конец 1570-х годов—28 апреля [8 мая] 1634, Москва) первый воевода Смоленска (1607—1611).
|