Предисловие
Обычно термин "йога" ассоциируется с картинкой, где исхудавший человек сидит, скрестив ноги, или лежит, на гвоздях. Но поверхностно или даже неправильно думать о йоге как о таких трюках или экзотических физических упражнениях, развивающих гибкость и здоровье тела. О чём говорят эти феноменальные трюки? О том, что демонстрирующие их люди обладают большой силой воли и умением быть сильнее такого стресса, как физическая боль. Но сила воли, устойчивость к стрессам, самоконтроль могут быть выражены и иначе. В традиционных видах спорта, например, или в бизнесе, в творчестве... Да в любой сфере жизни от человека требуется внутренняя сила. И йога – это, прежде всего, психологическая работа по развитию этой внутренней силы: покоя ума, выдержки, удовлетворения, энергии, интуитивного видения, творческих способностей... а не физкультура, именуемая Хатха-йогой.
Мы предлагаем вашему вниманию материал, составленный из выдержек книг, лекций и интервью всемирно известного индийского мастера йоги Шри Чинмоя, определяющего йогу, как сознательный союз с истиной, или с Богом. Шри Чинмой родом из восточной Бенгалии (ныне Бангладеш), и он практиковал йогу с раннего детства. Он был наделён феноменальными способностями в самых различных областях искусства (музыка, живопись, поэзия, проза...); обладал колоссальной физической силой (зафиксированы его поднятия разными способами многотонных масс); проводил большую общественную и благотворительную работу с целью гармонизации отношений между людьми и странами; обучал йоге тысячи людей*.
*Начало смотрите в материале "Шри Чинмой: "В России может произойти нечто новое".
«Жизнь не кажется скучной тому, кто верит в приключения. Приключение не означает взбираться на высочайшую гору. Приключение означает впустить в свой ум новые, свежие, здоровые идеи».
Шри Чинмой
Йога и материальная жизнь
Вопрос. Может ли йога помочь нам в нашей повседневной жизни?
Шри Чинмой. Разумеется, йога помогает нам в повседневности. Фактически, именно йога может служить как высочайшая помощь нашим жизням. Наша человеческая жизнь полна сомнения, страха и разочарования. Йога помогает заменить страх несокрушимым мужеством, сомнение – абсолютной уверенностью и разочарование –золотым достижением.
Вопрос. Не могли бы вы рассказать о браке с точки зрения духовной жизни?
Шри Чинмой. Поскольку каждая душа – это божественная часть Бога, брак может стать очень духовным союзом. Когда муж с женой имеют одного Учителя и обладают большой верой в него, то они вместе могут совершать очень быстрый прогресс. Благодаря их вере в Гуру, он низводит высшую силу, чтобы помогать им, вести и направлять их, а также они сами помогают друг другу. Но бывает много браков, в которых мы видим, что муж – духовный человек, а жена нет, или наоборот. Когда такое случается, их обоих затягивает борьба «кто кого». Один не может как следует совершать внутренний прогресс, а другой не может как следует совершать внешний прогресс.
Мы часто чувствуем в своей повседневной жизни, что желание есть что-то одно, а Бог – что-то ещё. Желание, мы говорим, плохо в духовной жизни, потому что, когда мы хотим чего-то, то чувствуем, что мы хотим объект сам по себе. И это верно, что только через устремление можно осознать Бога, но нужно знать, что Бог пребывает также и в наших желаниях, как Он есть в устремлении. Когда мы приходим к осознанию, что желание также имеет своё существование в Боге, мы получаем своё первое озарение.
Наше земное путешествие начинается с желания, и в обычной жизни мы не можем без него. Но если мы чувствуем, что не готовы к духовной жизни только потому, что у нас множество желаний, тогда я хотел бы сказать, что мы никогда не будем готовы к духовной жизни. Следует начинать духовное путешествие здесь и сейчас, даже если мы всё ещё на дороге желания.
Давайте посмотрим на желание как на объект и постараемся почувствовать Дыхание Бога внутри него. Медленно и безошибочно это Дыхание Бога выйдет вперёд и преобразует наше желание в устремление. Затем, если мы подойдём также и к устремлению, то почувствуем, что наши устремление и земное существование никогда не будут отделёнными друг от друга.
На земле есть две категории людей без желаний: освобождённые души и вялые, инертные, безжизненные души. Освобождённые души избавились от рабства, ограничений и несовершенства. Они ушли от невежества и стали едиными со своими душами в трансцендентальном озарении. Опять же некоторые человеческие существа ничего не хотят от жизни. Они только барахтаются в удовольствиях лени и летаргии; у них совсем нет устремления. Так они никогда, никогда не получат озарения.
К великому духовному герою, Свами Вивекананде, пришёл однажды молодой человек с вопросом о том, как осознать Бога. Вивекананда сказал: "Отныне начните врать". Молодой человек удивился: "Вы хотите, чтобы я врал? Как же я тогда осознаю Бога? Это же противоречит духовным принципам». Но Вивекананда возразил: "Мне лучше знать. Я вижу ваш уровень. Вы не хотите сдвинуться ни на дюйм; вы бесполезны, практически мёртвы даже для обычной жизни, не говоря уже о жизни духовной. Если вы начнёте врать, люди будут терзать вас, и тогда ваша собственная личность вcколыхнётся. Вначале вам нужно развить свою индивидуальность, личность. Затем придёт день, когда вам нужно будет отречься от своих индивидуальности и личности в пользу божественной Мудрости, бесконечного Света и Блаженства. Но прежде вам нужно начать своё путешествие».
Есть другая история о том, как один человек спросил Вивекананду о Богоосознании. Вивекананда сказал: "Идите играть в футбол. Вы скорее осознаете Бога, играя в футбол, чем читая Бхагавад-Гиту». Сила необходима, чтобы осознать Бога. Этой силе не нужно быть такой же, как сила борца или боксёра, но определённая сила для нормальной повседневной жизни абсолютно необходима.
Есть неуравновешенные люди, чувствующие, что они осознают Бога, бродяжничеством или истязанием своего тела, делая его слабым. Свою слабость они воспринимают как предвестника Богоосознания. Великий Господь Будда испытал путь самоумерщвления, но пришёл к заключению, что срединный путь без крайностей самый лучший. Нужно быть нормальными; нужно быть крепкими в повседневной жизни. Это не так, будто устремление – что-то одно, а физическое тело что-то другое. Нет! Устремление нашего сердца и наше физическое тело идут вместе; физическое и психическое устремление могут и должны бежать вместе.
Желание означает беспокойство. Это беспокойство находит удовлетворение только тогда, когда оно может осуществить себя через прочную привязанность. Устремление означает спокойствие. Это спокойствие находит удовлетворение только тогда, когда оно может выразить себя через всевидящую и любящую всё непривязанность.
Устремление – это наше внутреннее рвение превзойти уже достигнутые нами как опыт, так и осознание.
Пути и ступени йоги
В Йоге есть четыре пути. Первые три считаются основными, и есть один, являющийся ответвлением, но он также очень сильный. Основные три пути: Карма-йога, или путь самоотверженного действия; Бхакти-йога, или путь любви, преданности и отречения; и Джнана-йога, или путь мудрости. В Джнана-йоге есть важное ответвление, называемое Раджа-йогой, йогой мистицизма. Все эти четыре пути ведут к предначертанной Цели.
Но нам нужно понимать, что любовь сама является мудростью. Говорить, что любовь – что-то одно, а мудрость – что-то другое, – неверно. Тот, кто любит Бога, обладает величайшей мудростью. Любовь и мудрость не могут быть разделены. Опять же, не могут быть разделены любовь и служение. Если я люблю кого-то, тогда я постоянно служу ему. Сама функция моей жизни, сама цель моей жизни – служить тому, кого я люблю. Так что любовь – это служение и любовь – это мудрость. Но когда мы хотим дифференцировать пути, мы говорим, что это – любовь, это – мудрость, это – служение и так далее.
Вопрос. А можно ли практиковать Пратьяхару не зависимо от других видов садханы?
Шри Чинмой. Есть восемь ступеней в духовной садхане, или дисциплине: ияма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дъяна и самадхи. Ияма – это самоконтроль и
моральная устойчивость; нияма – это строгое соблюдение ритуалов и характер; асана –положения тела, помогающие успокоить его и делающие тело восприимчивым инструментом; пранаяма – систематизированное дыхание, успокаивающее ум и помогающее контролировать его; пратьяхара – уход от чувственной жизни; дхарана – фиксация сознания на Боге; дъяна – медитация; самадхи – транс, абсолютный союз индивидуального сознания с универсальным Сознанием. Но необязательно идти через все предварительные стадии, если мы сознательно стали устремляться. Необязательно проходить через асаны хатха-йоги и пранаяму, чтобы войти в медитацию. Самоконтроль, уход от чувственности и фиксация сознания на Боге необходимы до определённой степени, пока не появилось истинное устремление. Но как только устремление входит в нашу неозарённую человеческую жизнь, наше путешествие началось. Если у нас есть устремление, мы можем начинать с концентрации, медитации и созерцания.
Если вы хотите практиковать пратьяхару, забирать свою во вне идущую энергию и концентрироваться на каком-то конкретном аспекте своего собственного истинного бытия и сознания, тогда устремление первостепенно важно. Вам не нужно специально проходить через ияму, нияму, асану и пранаяму. Если вы действительно входите в поле устремления, то сразу же вы будете стараться отвергать неправильные вещи. Вы автоматически будете вести моральную и контролируемую жизнь. Вы прекратите делать то, что вредит вашей духовной жизни. Ваш внутренний зов, ваше устремление заставят вас практиковать первые две ступени. И вы обнаружите, что третья и четвёртая ступени не являются необходимыми. Как говорится, соревнования выигрывает спокойный, и вы можете идти шаг за шагом медленно и постепенно. Но в то же время, есть также путь, называемый путём залитым солнцем. Все дороги ведут к той же самой цели, но есть особая дорога, которая приведёт вас быстрее других. Эта дорога – путь концентрации, глубокой медитации и однонаправленного созерцания. Определённо можно практиковать пратьяхару, не практикуя другие дисциплины. И если человек хочет переступить пратьяхару и начать с дхараны или дъяны, он может это сделать. Многие духовные искатели поступили так, и они добились успеха в своём духовном путешествии. Но это зависит от конкретного человека, чувствует ли он необходимость в том, чтобы делать тот
или иной шаг. Я сказал своим ученикам, что совсем нет необходимости практиковать то, что до дъяны. Они медитируют со мной и без всех предшествующих дисциплин получают высокие, возвышенные переживания. Но есть другие духовные Мастера, которые просят своих студентов идти по тем ступеням. Я ничего не имею против этого. У каждого свой собственный путь осознания Истины и предложения Истины другим. Если у вас достаточно искренности, чтобы следовать духовным путём до конца, и если у вас есть духовный Мастер или у вас есть друзья, которые далеко продвинулись в духовной жизни, тогда вы можете принять их помощь и совет относительно того, как совершить наибыстрейший прогресс.
Нам надо быть подобными лодке. Лодка - в воде, но вода не попадает в лодку. Эта лодка уводит нас от невежества к берегу-знанию.
Кундалини-йога*
(*Название йоги, обучающей обладанию и управлению сверхъестественными, оккультными силами.)
На Западе многие считают, что силы кундалини-йоги ничто иное, как явное суеверие. Хочу сказать, что те, кто придерживается такой точки зрения, полностью ошибаются. Даже настоящие духовные Мастера исследовали кундалини-йогу и на своём собственном опыте пришли к заключению, что скрытые оккультные силы несомненно существуют.
Чаще всего сила кундалини – проклятие, а не благословение. Если вы неправильно используете кундалини силу, вам несдобровать. Вы разрушаете все свои возможности осознания Высочайшего, и Бог знает, как много инкарнаций потребуется вам, чтобы снова вернуться на правильный путь. Девяносто девять процентов времени кундалини силой злоупотребляют. Но если вы правильно используете её, тогда вы получаете вдохновение делать что-то хорошее для мира.
Очень часто люди совершают такую ошибку. Они пытаются поднять свою кундалини традиционным путём, начиная с основания своего позвоночника; но их витал остаётся нечистым. В результате у них появляется много витальных проблем. Они говорят: «Ах, до занятий йогой я был намного лучше. Я был чистым человеком, но теперь вся моя чистота покинула меня».
Если чакры* открываются без предварительного очищения витала, особенно низшего витала, тогда человек может стать ненормальным, сумасшедшим... Многие люди стали безумными, когда открыли чакры до очищения. Пробуждение кундалини силы без предварительного очищения подобно тому, как дать нож маленькому ребёнку. Велика вероятность, что он воспользуется им неправильно. Он может порезать палец или сделать что-то плохое, испортить что-то. Но имеющий зрелость взрослый человек воспользуется ножом, чтобы порезать фрукт и поделиться этим фруктом с друзьями.
Если человек действительно хочет изучать оккультизм, то две вещи должны быть полностью исключены. Я говорю о настоящем оккультизме, а не о чёрной магии и подобном, что всякому доступно. Две вещи должны быть исключены: страх и секс. Если есть страх либо в физическом, либо в ментальном, либо в психическом***, тогда великие динамичные оккультные силы никогда не смогут развиться. И если есть низшие витальные движения, сексуальное потворство себе и нечистые мысли, тогда оккультная сила не может войти.
Если вы хотите следовать путём кундалини, мой скромный совет вам: вначале постарайтесь пробудить сердечный центр. Сердце относительно чисто. Bитал, беспокойные эмоции будут очищены открытием этого центра. Если вы сможете вначале открыть сердечный центр и оттуда, взяв чистоту, войти в низшие центры, тогда нет опасности.
Кундалини-йога – йога абсолютной чистоты. Это одна из наиболее священных йог, и физическая, витальная, ментальная и психическая чистота здесь первостепенно важна. Три основных нерва – ида, пингала и сушумна* – ужасно и сразу же пострадают, если есть какое-нибудь сексуальное потворство себе. И плохо – не только физические отношения. Если человек наслаждается низшими витальными мыслями, нечистыми мыслями в своём уме, то это также пагубно. Многие концентрировались на центрах и были близки к тому, чтобы открыть их, но, к несчастью, они вошли в низший витальный мир.
Нужно хорошо знать, насколько готовы мы к пробуждению кундалини.
* Центры энергии в тонком теле человека. Упорная многолетняя концентрация на них приводит к их раскрытию, освобождению энергии, скрытой в них, и появлению чудодейственной силы.
**Имеется в виду более высокий уровень сознания, чем ментальный (интуитивный и другие).
***Нервы тонкого тела человека, по которым течёт космическая энергия.
Есть два пути вхождения в кундалини-йогу: через Тантрический процесс и через Ведантический процесс. Тантрический подход систематизирован и хорошо разработан, но в то же самое время достаточно опасен. Ведантический процесс прост и мистичен, но он безопасен и никак не менее убедителен или менее исполняющий.
Тантрический метод опасен, потому что имеет дело прежде всего с низшим виталом и эмоциональной жизнью. Это динамичный и смелый подход. Человек либо очистит себя, храбро войдя в витальный мир и с триумфом выйдя из него, либо он полностью потеряется в невежестве витального мира, если он внутренне недостаточно силён, чтобы победить там витальные силы.
Ведантический путь безопасен, потому что искатель концентрируется и медитирует, чтобы поднять, очистить и озарить своё сознание до того, как он попытается иметь дело с тёмными, нечистыми витальными силами, которые хотят связать его. Когда искатель входит в низший витальный мир со светом озарения, к своему большому удивлению он видит, что низший витал озарён, очищен и обожествлён.
Тантрический процесс требует от искателя постоянно сознавать внутреннее и восходящее движение от муладхара чакры к сахасрара чакре. Ведантический процесс требует от искателя постоянно осознавать эволюционирующее и освобождающееся сознание.
Если вы хотели бы практиковать кундалини-йогу, то я советую вам избрать ведантический метод, который безопасен и, в то же самое время, надёжен. Если вы последуете ведантическим путём, вы определённо, уверенно и безопасно достигните цели.
Во всех йогах вам нужен духовный Учитель. В кундалини-йоге иметь духовного Учителя первостепенно важно. Если вы практикуетесь в других йогах, вам, несомненно, нужен Мастер; но если вы не позаботились о том, чтобы найти Мастера, если вы хотите двигаться еле-еле, подобно индийской повозке, запряжённой волом, то не беда. Другие пути не таят в себе опасности. Вы достигните своего предназначения, но через тысячи лет, в другой жизни, но нет особенной опасности в вашем путешествии без проводника. Но в Кундалини Йоге вы играете с огнём, если у вас нет истинного Мастера, который бы обучал вас. Если духовные центры, особенно низшие центры – муладхара, свадхистана и манипура* – открываются несвоевременно, без полной подготовки, они могут навлечь несказанные беды на искателя. Учитель использует свою безграничную мудрость, чтобы сделать короче долгую дорогу студента. Учитель использует своё глубокое сострадание, чтобы преобразовать трудную дорогу студента в лёгкую и гладкую дорогу. Учитель использует свой озаряющий свет, чтобы устранить неуверенность из ума студента и заменить её абсолютной уверенностью. Учитель использует свою неукротимую силу, чтобы отбросить в сторону все опасности, возникающие вначале и в конце путешествия студента. Он также делает путь путём, залитым солнцем, чтобы студент мог бежать быстрее всего безопасно и беспрепятственно.
Вопрос. Как узнать: настоящий это учитель или нет?
Шри Чинмой. В духовной жизни истинный искатель, у кого есть искренность и посвящение, уже достиг небольшого внутреннего Света. Поскольку он устремлён, Бог наделил его йотой Света, и благодаря этому Свету он обязательно увидит и почувствует что-то в истинном духовном Мастере. Если человек по-настоящему продвинут в духовной жизни и совершает наибыстрейший прогресс в своём внутреннем путешествии, тогда его устремление будет наилучшим судьёй при оценке: подлинен Мастер или нет. Лучший судья – искреннее устремление человека.
Непросветлённый учитель может дурачить вас в течение дня или месяца, или лет, но
* Чакры
он не может дурачить вас всегда. Если ваше собственное искреннее устремление на сто процентов чисто, и вы ничего не хотите, кроме Истины, Бога, тогда Бог не будет вас удерживать неопределённо долго у неискреннего, непросветлённого учителя. Это невозможно!
Между оккультистом и настоящим духовным Учителем, следующим путём отречения перед Волей Бога, есть большая разница. Послание «Да будет Воля Твоя» – это послание не только Христа, это послание всех духовных Учителей. «Да будет Воля Твоя» – это суть йоги отречения. Нет ни одного духовного Учителя, который не пришёл бы к этому осознанию. А оккультист, если только он не высшего уровня, будет считать, что сначала должна быть исполнена его собственная воля. В этом разница между оккультистом и истинным духовным Учителем.
Сын Бога, Иисус Христос, был на Земле тридцать три года. Только последние три года своей жизни он показывал чудеса. Но неужели вы думаете, что мир по-прежнему обожает Его и поклоняется Ему только потому, что Он мог ходить по воде или воскрешать из мёртвых? Нет, не за Его чудеса Ему всё ещё поклоняются, а потому что Он принёс вниз вечное Сознание, бесконечное Сознание. Шри Рамакришна* практически не показывал чудес, и было много, много других духовных Мастеров, не демонстрировавших чудес. Они чувствовали, что демонстрация чудес на физическом плане – ребячество по сравнению с тем, что они способны делать на духовном плане, в области сердца, где пребывают бесконечные Покой, Свет и Блаженство.
Кундалини сила и все чудотворные силы на Земле мимолётны, потому что они – силы, связанные с Землёй. Но Сила высшего Я, Сила трансцендентального Я бесконечна и бессмертна. Для духовного искателя самое важное на Земле – это пробуждение сознания и постижение этого Я, поскольку это вечно. Если кто-нибудь покажет нам какие-то чудеса, мы будем очарованы. Но вскоре мы потеряем веру в то, что он сделал. Всё это покажется фокусами, трюками. И как долго мы можем ценить чародея в себе и перед собой? Но когда кто-то поднимает наше сознание хотя бы в течение секунды, или мы сами делаем это силой своего интенсивного устремления, тогда наша вера в это переживание не заканчивается, потому что это наше собственное внутреннее переживание. Нам нужно всё то, что длится вечно. В бессмертии, во внутреннем бессмертии мы нуждаемся; и оно приходит через пробуждение и рост нашего сознания.
Вопрос. В чём разница между астрологией и йогой?
Шри Чинмой. Астрология не обладает силой менять нашу судьбу, а духовность, или йога, обладает этой силой. Разница между астрологией и йогой в том, что астрология
только показывает; она показывает будущее на основе прошлого, но она не изменяет. Йога же может аннулировать прошлое и сформировать будущее. Астрология очень эффективно играет свою роль до тех пор, пока человек не войдёт в более глубокую духовность. Там астрология уступает. Пока человек не примет духовности, астрология очень могущественна, как лев. Затем, когда человек вступает в более глубокую духовную жизнь, астрология становится домашней кошечкой.
Когда сила любви заменит любовь к силе, у человека будет новое имя: Бог.
* Великий Мастер Йоги, живший в 19 веке, учитель выдающегося философа Свами Вивекананды. Известный французский писатель Ромен Ролан написал о них книгу.
Карма*и смысл жизни.
Вопрос. Не могли бы вы объяснить, как закон кармы воздействует на нас в этой жизни и в нашей следующей жизни?
Шри Чинмой. Мы несём прошлое внутри себя. Это непрерывный поток. "Что посеешь, то и пожнёшь". Когда мы делаем что-то неправильное, нам нужно знать, что либо сегодня, либо завтра, либо в физическом мире, либо во внутреннем мире мы получим результат. Если я постоянно краду, то однажды меня поймают и посадят в тюрьму или мне придётся страдать как-то иначе. И если я поступаю хорошо, если я молюсь, если я медитирую, делаю божественные вещи, то также получу результат этого. Иногда мы видим, что кто-то, кто сделал что-то неправильное, наслаждается этим миром. Но, возможно, он сделал что-то экстраординарное, что-то великолепное в своей недавней прошлой инкарнации** и теперь получает результат своего хорошего действия, в то время как результаты его плохих поступков ещё не начали приносить плоды. На закате своей жизни или в будущей жизни он определённо получит наказание.
В случае с обычным, неустремлённым человеком кармические последствия неизбежны. Закон кармы всегда связывает; подобно змее, он кольцами окутывает человека. Человек должен заплатить дань, налог; закон кармы безжалостен. Но опять же, есть что-то, что называется Божественной Милостью. Я был невежественен и сделал какие-то неправильные вещи. Но если я плачу горькими слезами, прошу о прощении, тогда, естественно, Сострадание Бога снизойдёт на меня. Когда человек входит в духовную жизнь, его карма может быть легко аннулирована, если Воля Бога действует через духовного Мастера. Постепенно бесконечная Милость Бога может аннулировать результаты его плохой кармы и ускорить проявление результатов его хорошей кармы. Если искатель не только хочет духовной жизни, но также искренне практикует духовную жизнь каждый день, тогда он может возвыситься над законом кармы, потому что Бог обязательно прольёт душ Своей безграничной Милости на преданную голову и на преданное сердце этого устремлённого. Разумеется, делая что-то небожественное, я не могу рассчитывать, что Бог всегда будет меня прощать. Нет. Но когда Бог видит появление внутреннего одухотворённого плача, если он видит, что я искренен и устремлён, и хочу быть свободным от пут невежества, он не только простит меня, но он также даст мне необходимую силу снова не повторять те же самые ошибки.
Когда мы возвращаемся, получая следующую инкарнацию, естественно, что нам приходится начинать наше путешествие в соответствии с результатами кармы нашего прошлого. Если мы сделали много неправильного, мы не можем ожидать осознания высочайшей истины в нашей следующей инкарнации. Но если есть Милость Бога, мы можем легко аннулировать неправильные вещи, уже сделанные нами в этой жизни.
Вопрос. После смерти мы снова возвращаемся в жизнь?
Шри Чинмой. Жизнь после смерти неизбежна. Если бы у нас на земле была только одна жизнь, нам было бы невозможно совершить всё то, что нам нужно совершить. Бог есть Само Удовлетворение, и Он не позволит нам остаться неудовлетворёнными. Он всегда стремится, чтобы мы были полностью удовлетворены. За одну инкарнацию* мы не можем в полной мере осуществить своё устремление, не можем достичь наивысшего. Поэтому здесь мы живём, а затем проходим через тоннель, который называем смертью. Там мы немного отдыхаем, а затем снова возвращаемся. Если бы не было реинкарнации, ни одна душа не смогла бы проявить высшую истину. За одну инкарнацию это невозможно.
*Судьба, последствия мыслей и действий.
**Воплощение души на земле.
Вопрос. В чём смысл жизни?
Шри Чинмой. Смысл жизни в том, чтобы проявить внутреннюю божественность. Смысл жизни в том, чтобы стать сознательным инструментом, избранным инструментом Бога. Смысл жизни в том, чтобы проявить высочайшую Истину, которую мы воплощаем. Вначале нам нужно увидеть и почувствовать Истину. Затем нам нужно открыть и проявить Истину.
***
Бог – это бесконечное Сознание, бесконечное Блаженство, вместе с тем, Он может принимать и форму конечного. Он бесконечен, Он конечен, и, в то же время, Он превосходит как Бесконечное, так и конечное. Он – жизнь, Он – смерть. Но, с другой стороны, Он за пределами как жизни, так и смерти. Многие люди не могут согласиться с идеей о том, что Бог может быть конечным. Но давайте задумаемся о таком божественном качестве Бога как Вездесущность. Когда мы думаем о Вездесущности, то, согласно нашему человеческому пониманию, мы сразу же представляем простор. Действительно, Он беспределен, как этот мир. Но, поскольку Бог во всём, Он пребывает также и в конечном. Бог Всемогущий. Где же Его Всемогущество, если Он не может быть маленьким ребёнком, крошечным насекомым или атомом? По собственной воле мы не можем совершить практически ничего. Но Бог по Своей Воле может сделать всё, что захочет, именно потому, что Он Всемогущий: Он может быть беспредельным, и Он может быть бесконечно малым.
Бог пребывает во всём, но каждому человеку нужно самому почувствовать, чем для него является Бог. Бог может быть бесконечным Светом, бесконечным Сознанием, бесконечным Состраданием, бесконечной Энергией. Он может быть личностным и иметь форму, вместе с тем, Он может быть безличным и не иметь формы. Иногда мы получаем радость, если видим безличного Бога. В Его неолицетворённом аспекте мы можем видеть Его как беспредельное расширение Света. В Его личностном аспекте Он может явиться в форме сияющего человека. Когда Он является как олицетворённое Существо, мы можем вести с Ним любые сокровенные беседы один на один. Но даже духовные Учители видят Его не всегда одинаково. Для каждого Учителя Он может выглядеть по-разному.
Вопрос. Что такое нирвана?
Шри Чинмой. «Нет мысли, формы – только я.
Остановился всякого желанья ход.
Финал природы танца, Тот,
Кого искал, есть я.
…
Обмениваться нечем с временем, деяньями.
Моя космическая пьеса завершена».
(Шри Чинмой, «Абсолют»)
Когда человек завершает космическую игру, он входит в нирвану. Если его душа устала и хочет постоянно пребывать за пределами конфликта, за пределами возможностей космических сил, то нирвану он вступает в нирвану. Нирвана – это прекращение всякой земной активности, угасание желаний, страдания зависимости, ограниченности и смерти. В этом состоянии человек идёт за пределы понятия времени и пространства. Этот мир, Земля, – игровая площадка для танца космических сил. Но когда человек входит в нирвану, космические силы уступают высшей истине, и тогда знающий, познанное и знание, или мудрость, сливаются в одно. В это время человек становится одновременно и знающим и познанным.
Если у человека не было переживания нирваны, он, как правило, не знает, что такое иллюзия. Согласно учениям некоторых духовных Учителей, мир – это майя, иллюзия. Когда человек вступает в нирвану, он осознаёт, что такое иллюзия. Нирвана – это статическое единство с Богом. Там всё прекращается, становясь статичным Блаженством. Это Блаженство невообразимо, безмерно, неописуемо. Выше нирваны – состояние абсолютного единства. Это единство – динамичное единство с Богом.
Нирвана – очень, очень, очень высокое состояние. Однако это не самое высокое состояние для божественного труженика. Если человек хочет служить Богу здесь, на земле, то ему приходится снова и снова возвращаться в мир, чтобы служить Всевышнему в человечестве. Если человек хочет проявлять Всевышнего на поле творения, то ему приходится работать в абсолютном динамизме Всевышнего, а не отдыхать в нирване. Это не означает, что божественный работник не может пережить опыт нирваны. Переживание нирваны находится к услугам всех осознавших Бога душ. Но постоянная нирвана – для тех, кто хочет удовольствоваться статичным аспектом всевышнего Брахмана. Если человек хочет воплотить и статичный, и динамичный аспекты Всевышнего, то я хочу сказать, что ему нужно выйти за пределы нирваны и вступить на поле проявления.
Вопрос. Есть много людей, считающих, что, употребляя определённые наркотики, они приближаются к Богу. Действительно, китайцы применяли опиум многие столетия. Что вы думаете по поводу употребления стимуляторов, наркотических средств и так далее для стимуляции ума, чтобы приблизиться к Богу?
Шри Чинмой. Позвольте мне начать с утверждения, что есть два пути приближения к Истине. Один путь в том, что благодаря медитации и молитве мы познаём настоящую Истину, мы ощущаем настоящий экстаз, мы видим подлинный Свет, мы испытываем состояние Существования-Сознания-Блаженства. Этого триединства, Существования-Сознания-Блаженства, мы можем достичь только через медитацию и единство с Богом. Но люди, принимающие наркотики, ставят телегу перед лошадью. Они обманывают себя, считая, что уже знают Истину. И в то же время они не осознают того факта, что, принимая наркотики, они разрушают свои духовные способности, которые исключительно важны для вступления в Божественное царство.
Разрешите пояснить. Если вы затащите меня в море и станете топить, держа мою голову под водой и не давая вдохнуть, что я увижу? Всё будет непроглядно туманно. И именно это на самом деле происходит с теми, кто принимает наркотики. Химические средства вызывают насильственное изменение сознания. Эти люди получают переживание: затуманенность! Даже если они получают более высокое переживание, они не могут поддерживать его, пока они не примут следующую дозу наркотика. Но когда я молюсь, когда я концентрируюсь, когда я медитирую, я вступаю в живое Сознание Бога и могу научиться оставаться там. Это положительный и естественный способ входить в Бога. Бог естественен, а я – Его сын, вы – Его сын; нам нужно следовать естественному процессу. Но, принимая наркотики и используя эти искусственные средства, люди неосознанно, если не намеренно, отрицают реальную Истину.
У меня есть несколько учеников, которые раньше принимали наркотики. Они получали некие «переживания» из первых рук. Теперь они мне говорят, что, когда они принимали наркотики, это был самообман и самоуничтожение, и больше ничего. Теперь у них опыт принятия себя и осуществления своего предназначения. Излишне говорить, что я горжусь их теперешними духовными достижениями.
Возвращаясь к вашему вопросу: никто не может приблизиться к Богу, принимая наркотики или стимуляторы. К Богу можно приблизиться, лишь любя Бога и медитируя на Бога.
Вопрос. Если человек может преобразовать своё сознание, чтобы отождествиться с Универсальным Сознанием, то, конечно же, этот человек заслуживает почитания. В то же время, есть сумасшедшие, которые ходят повсюду и выставляют себя возвышенными существами. По каким признакам можно отличить святого от сумасшедшего?
Шри Чинмой. Святые опьянены божественным экстазом. Когда великие духовные святые достигают духовного совершенства, они наслаждаются божественным нектаром. Они живут в сознании Восторга, в котором ощущают, что мир сам заключает в себе духовный океан Блаженства. Некоторые из них стараются принести этот высочайший Восторг, Ананду, с очень высокого плана, где они его обрели, и иногда им бывает сложно сделать это. Им может оказаться сложно коснуться материального плана, когда они несут это Блаженство, и тогда они могут потерять внутреннее равновесие и на короткое время забыть о физическом сознании. В такое время они, возможно, не смогут нормально себя вести на физическом плане. Например, этот духовный искатель может забыть своё имя, и другие, возможно, скажут, что он ведёт себя, как сумасшедший.
Но у обычного сумасшедшего есть нарушения на ментальном, витальном или физическом уровнях. Он совершенно не понимает, что ему сделать, что сказать или как поступить. У него постоянно нарушена связь между физическим миром и его собственным существованием на земле. Поэтому, когда он говорит или делает что-то, гармонии с универсальным сознанием нет. То есть он не может проецировать себя в универсальное сознание, в котором все мы обитаем. Мы все живём в универсальном сознании, хотя мы можем этого и не осознавать. В то же время мы не нарушаем правил универсального сознания. Сумасшедший тоже не осознаёт универсального сознания, но из-за своего невежества он нарушает законы универсального сознания.
Как и у нас, у сумасшедшего есть свои предвзятые идеи, но он не может сформулировать свои идеи, как это делаем мы. Мы знаем свой ум. Мы знаем, как мысль может следовать за мыслью. А у сумасшедшего всё не так. Все мысли и идеи высших и низших миров являются к нему мгновенно, и он теряет внутреннее и внешнее равновесие. Силы и тревоги других миров проникают в него и находят в нём свободный канал для выражения себя.
Обычный сумасшедший никогда не откроется Свету или Истине, которые могут спасти саму его жизнь на земле; а опьянённый Богом человек, настоящий святой без ума от божественной Красоты, божественного Света, божественной Чистоты и всего, что божественно. Он хочет обладать и быть во власти самой Божественности. В этом разница между обычным сумасшедшим и опьянённым Богом святым.
Нет и тени сомнения, что Материя и Дух едины. Дух, когда он глубоко спит, есть Материя; Материя, когда она полностью пробуждена, есть Дух.
|