Сайт Москалёва Юрия

Понедельник, 17.02.2020, 06:43

Главная » Статьи » Статьи

Кризис как повод к медитации

Кризис как повод к медитации

 

Президент России Владимир Путин в одной из своих речей напомнил слова   Николая Бердяева, что консерватизм – это не то, что мешает движению вперед и вверх, а то, что препятствует движению назад и вниз. Алла  Пугачёва на своих «Рождественских встречах» попросила Николая Караченцова спеть молитвенную песню, а Игорь Крутой свой недавний юбилейный концерт завершил песней с духовным содержанием. Филипп Киркоров в интервью «Комсомольской правде» сообщил, что ездил в Тибет учиться медитации. Певица Валерия не раз говорила журналистам, что «расслабляется йогой». Всем известно, что  Никита Михалков – христианин. Режиссёр Юрий Любимов сказал, что начинает день с медитации. Ни одно интервью Бориса Гребенщикова не обходится без разговора о духовности. Неоднократно давали концерты в поддержку Христианства Константин Кинчев и Юрий Шевчук. Михаил Задорнов любит поговорить об аюрведической философии. Не стал скрывать от людей свою увлечённость йогой премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. И как смолянин хочу процитировать нынешнего губернатора Смоленской области Алексея Островского, который в одном из интервью признался: «Я верю в Бога и считаю, что свои поступки надо постоянно соотносить с тем, как бы это оценил Господь».

По-моему, это прекрасные примеры того, как известным людям надо общаться с со своими поклонниками: не только развлекать, но и просвещать. Уверен, распространение духовной философии и практики сделает наше общество более устойчивым к стрессам, которые неизбежны, и, следовательно, снизит рост социальной напряжённости, которая особенно возрастает в период экономического кризиса.   Людей, практикующих духовность, труднее поднять на бунт, потому что они хорошо знают, что счастье – это внутреннее состояние, состояние сознания, а не внешние обстоятельства,  и истинное богатство – это покой ума и радость в сердце. Как мне кажется, кризис девяностых годов ХХ века в нашей стране  прошёл не так  конфликтно, как ожидали многие (помните популярную песню «Предчувствие гражданской войны»?), потому что государство не мешало духовной активности населения. Немало людей в нашей стране в это время стало читать духовные книги, молиться и медитировать, что помогло им сохранить оптимизм и терпеливо перенести необходимые (и не всегда необходимые) политические и экономические изменения. Сужу по себе. В начале девяностых я увлёкся йогой и молитвенной практикой. Уже первые занятия йогой дали мне ощущение необыкновенного душевного подъёма, что вдохновило меня практиковать её ежедневно. Вскоре я стал меньше спать, больше успевать за день сделать нужных мне дел, заниматься спортом, петь под гитару и писать песни и стихи. И на протяжении уже 23 лет я неизменно побеждаю тревожность, раздражение, депрессию без каких-либо транквилизаторов и наркотиков. Моим успокоительным средством является духовная практика. У меня было и есть много проблем, но у меня не было и нет стойких и непреодолимых  агрессивных чувств к лидерам политики и бизнеса, не было и нет желания пойти с толпой или индивидуально бить витрины магазинов, переворачивать машины, крушить кабинеты губернаторов…

Помню, ещё в 14-летнем возрасте, после прочтения одной из книг известного советского психолога Владимира Леви, я пробовал заниматься аутотренингом, или, как говорят на Востоке, медитацией. В моей юности, конечно, это продолжалось недолго, но вот в двадцатипятилетнем возрасте медитацией я увлёкся по-настоящему. Меня удивляет мнение, что медитация вредна для психики, будто она способствует развитию психических заболеваний… В психбольницы попадают люди, склонные к психическим заболеваниям. Это судьба, рок, атака плохих сил и т. п. Истинная причина психических заболеваний, как правило, –  тайна за семью печатями. Психиатры обычно знают только внешние причины, провоцирующие психозы (алкоголизм, травма головного мозга, трагедия в личной жизни, плохая наследственность…). Но ведь со всеми людьми в течение жизни случается плохое, однако далеко не у всех появляются после этого психозы.  Эзотерические книги дают объяснения, которые учёных не удовлетворяют. Например, такие: психическая болезнь – это вид плохой кармы, заработанной человеком неверными поступками в предыдущих жизнях («наказан за грехи» говорят христиане), потеря божественной защиты…   У меня нет статистики, но, уверен, среди больных, допустим, шизофренией не так много тех, кто регулярно занимался медитацией, а в случае с теми, кто занимался, просто глупо делать вывод, что духовная практика – причина их болезни. Никакой серьёзный психиатр не скажет этого. Симптоматика болезни может быть «духовной» («Я – Христос», «Я –Шива» можно слышать от больных, увлечённых духовными книгами), но проанализируйте прошлое такого «духовного» шизофреника, поговорив с его родственниками, и вы наверняка узнаете факты, свидетельствующие о том, что склонность к болезни у него была всегда. Например, ещё в детстве или в юности (т.е. до его увлечённости эзотерикой) у этого больного были всякого рода странности, наследственность его нехороша (допустим, дедушка его страдал шизофренией) и прочее. Скорее всего, он бы заболел и без увлечения духовной философией (да и действительно ли духовными были книги, которые он читал?). Другой была бы лишь симптоматика («Я – Наполеон», «Я – Сталин»…). На основании того, что многие больные злокачественными заболеваниями всю жизнь ели ржаной хлеб, мы не делаем вывод, что причиной рака является регулярное употребление ржаного хлеба. И мы не говорим, что поскольку среди заключённых российских тюрем много крещёных людей, то, возможно, крещение – одна из причин их криминального поведения. На самом деле  больные шизофренией, как правило, не способны правильно медитировать, потому что всё время концентрируются не на духовной природе своего внутреннего мира, а на своих навязчивых мыслях и галлюцинациях. А когда человек всё время на что-то смотрит, это начинает его охватывать. И поскольку больные шизофренией не склонны к правильному аутотренингу и медитации, им духовные учители и психологи не рекомендуют медитировать. Если у душевнобольного есть тяга к духовности, ему лучше рекомендовать молитву, пение духовных песен, физкультуру и полезный для общества труд.

Разумеется, в практике медитации есть предостережения. Вот они…

Не стоит пытаться медитировать много часов в день, если нет способности к этому. Это как перетренироваться в спорте. Не рекомендуется также стремиться овладеть оккультной силой (эта наука и практика ещё тысячелетия назад получила в Индии название «кундалини-йога») до полного достижения духовной чистоты и мудрости, или Просветления. Подлинные духовные мастера всегда так учили и учат искателей истины. Самое правильное  –  это в начале развить духовное сердце, озарить его светом ум и эмоциональную природу, и тогда человек легко получает необходимую ему силу для работы на земле. Как с силой денег: отец без колебаний отдаёт свои накопления сыну, когда видит, что сын готов к тому, чтобы правильно распорядиться ими. Но если начинающий в йоге настаивает на том, что хочет идти с самого начала именно по пути кундалини-йоги, то ему нужен истинный учитель, а настоящий учитель попросит у него не денег. Он попросит, чтобы ученик выбросил из своего ума страх и секс. Многие ли способны к такой жертве? Если человек не готов к строжайшей ментальной дисциплине, то практиковать кундалини-йогу, всё равно, что подвижные игры на краю пропасти. Так говорится в книгах просветлённых  учителей йоги и медитации. Можно смело утверждать, что подавляющее большинство людей совсем не готовы для занятий кундалини-йогой.

Все в той или иной степени медитируют. Мы иногда любим побыть в покое на природе и дома. Если бы мы не медитировали, то давно бы все сошли с ума. Но немногие медитируют сознательно и регулярно, поэтому наш мир всё-таки очень беспокоен. Так что медитация нуждается в известности, популяризации, чтобы больше людей совершенствовалось в этом деле. Истинная медитация – это успокоение ума, и оно приходит к человеку благодаря его вниманию к душе. На протяжении тысячелетий медитация практиковалась миллионами и миллионами людей. Миллионы людей сознательно практикуют её и сейчас. Большинство из них – нормальные люди и среди них есть немало выдающихся людей. Медитация для них так же важна, как еда и сон, поскольку приводит в порядок ум и даёт вдохновение. Без медитации нет настоящей, глубокой, плодотворной духовности. Да, не во всех духовных традициях используется слово «медитация», но безмолвие ума в сочетании с молитвенным сердцем практикуется на всех истинных духовных путях. И когда кто-то публично выступает против медитации, то объяснить это можно так: либо человек слабо разбирается в вопросах духовной философии и практики, либо он лукавый бизнесмен, стремящийся критикой других увеличить число потребителей продукции своей компании, торгующей религиозными услугами и товарами.  Подобного рода рассуждения о вреде медитации похожи на рекламу: «Только наша стиральная машина стирает». Честный бизнесмен не воюет с другими фирмами, а повышает качество своей продукции и расширяет ассортимент. Так же и искренний духовный активист совершенствует свою организацию, совершенствованием себя, а не борьбой с другими духовными школами. Борцы с медитацией на самом деле только бросают тень на свою религию, отталкивая от неё многих мудрых, глубоких людей, и мешают не только духовному, но и материальному развитию страны, в которой они живут. Материальный прогресс опирается на людей психически сильных, волевых, интуитивных, счастливых, а медитация, несомненно, способствует появлению таких людей. Убеждён, если мы стремимся к развитию, нам не надо бояться преподавать аутотренинг как начальную стадию медитации в школах, в институтах и на предприятиях. Главное в деле популяризации духовной практики и духовного знания – не становиться на позиции философии, отрицающей материальную жизнь. Подобные философские взгляды распространены в Индии и в других восточных странах. Неустремлённые люди, а их много, под влиянием философии, что материя –  иллюзия, попросту перестают работать, не привнося ничего полезного в жизнь общества и с духовной точки зрения, поскольку они не молятся и не медитируют по-настоящему искренне. Великий индийский философ Шанкарачарья, говоря об иллюзорности мира, вряд ли имел в виду, что люди по этой причине должны перестать работать, что они должны лениться и нищенствовать на физическом плане. По-моему, он просто пытался убедить общество думать не только о материи. Да, материя и земная жизнь человека иллюзорны, потому что смертны, мимолётны и по-настоящему не удовлетворяют, но они – пусть неполное, но проявление Бога, они – Его тело, поэтому тоже требуют внимания и заботы. Так что я сторонник тех учений, которые говорят не только о совершенствовании внутренней, но и внешней жизни человечества. В этом смысле хороший пример Япония. Её невероятные внешние достижения, полученные, заметьте, без добычи собственных нефти, руды и газа, основаны, несомненно, на развитой медитативности её граждан, то есть на их терпеливости, спокойствии, дисциплине, интуитивности… Почему бы и нам не попытаться стать таким же продвинутым народом? Разве  эмоциональная взвинченность, лень, невоспитанность и склонность к алкоголизму – это свойства российской души? По-моему, всё это только затмевает нашу коллективную душу, и она проявится лучше только тогда, когда мы будем лучше медитировать.

 

Юрий Москалёв

Категория: Статьи | Добавил: Moskalev (24.02.2015)
Просмотров: 284

Меню

Категории раздела

Поэзия [14]
Проза [2]
Статьи [27]
Другое [26]