Сайт Москалёва Юрия

Понедельник, 17.02.2020, 06:49

Главная » Статьи » Поэзия

Из жизни богов
Из жизни богов

Стихотворные пересказы историй из Пуран

 

Ю. Москалёв

От пересказчика

 

Издревле истории из индийских священных писаний  –  Пуран трогают сердца сотен миллионов людей. Автором их считается великий мудрец Вьяса, создавший также эпос «Махабхарата». Многие из этих рассказов описывают разные события из жизни космических богов и богинь. Как и в древнегреческой, в индийской мифологии говорится, что физическая, географическая вселенная – это только внешнее тело вселенной духовной, которая исполнена божественных любви, покоя и восторга. Дух Единства, или Бог, стал многими, чтобы насладиться Игрой, в которой участвуют мириады существ. А главные игроки в этой космической Игре – великие боги. Например, Брама – творит вселенную, Вишну сохраняет её, а Шива разрушает и преобразовывает. Есть Сарасвати, богиня мудрости, покровительница искусств. Она играет на вине и вибрация её музыки, пронизывающая всю вселенную, побуждает людей к творчеству и развитию мудрости. Ужасная Мать Кали, устрашающая зло, сражающаяся со злом и невежеством ради утверждения высшей истины, на духовном уровне сознания является Парвати, супругой Шивы, золотой, лучезарной богиней несравненной красоты. А солнце нашей планетной системы по этой древней теории – просто физическое око сразу трёх богов: Агни, Варуны и Митры.

В одной из историй говорится, что Парвати однажды захотела стать ещё красивее, чем была. Она молилась и медитировала ради этого много-много лет, рискуя потерять мужа, Шиву, соблазнить которого в её отсутствие устремилось множество разных женщин. В других рассказах показаны пагубность гордости, зависти, ревности… (часто в таких случаях богов побеждают демоны). В общем, «сказка – ложь, да в ней намёк», но любопытно, однако: статистика утверждает, что и сегодня сотни  миллионов людей (а среди них немало высоко образованных и одарённых) согласны с такой картиной мира, убеждённо считая, что эти боги реальны, и что жизнь человечества зависима от их жизни.  Не только в Индии, но в любом более или менее крупном городе Запада и СНГ (у нас такие города называются областными и республиканскими центрами) обязательно есть поклонники Шивы или Вишну, или Лакшми, или Кали, других богов и богинь.  Люди поклоняются им, воспевают их имена, получая от такой духовной практики радость, здоровье, вдохновение к жизни и творчеству, чувство и видение чего-то чудесного и другие результаты, убеждающие человеческий ум, что эта активность эффективна, полезна, целесообразна, необходима...  Нередко, правда, такой подход к  Богу снисходительно, а то и вовсе презрительно, называют язычеством. Однако в книгах других известных религиозных философов можно прочитать, что образы Шивы, Кали, Вишну, Брамы, Лакшми, других основных божеств напрямую связаны с Изначальным Источником, с Абсолютом, что эти божества – Его аспекты и потому способны помочь устремлённому человеку обрести спасение, освобождение и полное просветление.  Многие  духовные учители, даже после обретения полного просветления, в те или иные моменты, по тому или иному поводу молились великим богам или медитировали, концентрируясь на них. Например, Шри Рамакришна, учитель великого духовного героя и философа Свами Вивекананды.

Столетиями религиоведы, литературоведы и культурологи так и эдак истолковывают Пураны. Что касается меня, то я – не специалист по данной теме. Я даже не вижу в себе способности (не говоря уже о вдохновении) изучить санскрит, чтобы прочитать эту древнюю литературу в оригинале. Но моё знакомство с несколькими десятками пересказов этих историй (в переводе на русский язык), хотя и произошло довольно давно (лет пять-семь назад), не забывалось почему-то. И вот недавно, почти сразу после того, как я закончил писать «Сказание о Будде», я испытал вдохновение пересказать стихами некоторые известные мне истории из Пуран.

Гордость Брамы

 

«Я – сам огонь, способный поглотить

Всю мощь, всю беспредельность мирозданья!

Уничтожая всё, я каждое созданье

Заставлю лишь меня боготворить!

 

Я Брама, величайший из богов,

Творец вселенной и Закон!

Мои, мои: её всевышний трон,

Внимание, Блаженства кров!

 

Никто не сможет противостоять

Огню моей неизмеримой силы.

Она повсюду всех уж покорила,

Не приложив усилий покорять».

 

Вдруг появился мальчик лет пяти:

«О, Брама, Всемогущий, вот соломка –

Сожги её». Вселенски громко

Захохотал: «Так не шути!»

 

И жар обрушил раскалённый

На малыша. «Но что за чудо?

Расплавленные камни, пепла груда…

Ребёнок же совсем не обожжённый!

 

Соломинка в руке его цела!

Похоже, надо мной смеются…»

«Огонь не смог к ней прикоснуться!

Куда же силушка ушла? –

 

И в Вишну мальчик превратился. –

Я гордость захотел твою разбить.

Тебе безмолвным надо быть».

Унизив Браму, Вишну удалился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гордость Шивы

 

«Устроен мир несправедливо:

Я – величайший из богов,

Но мало слышу добрых слов

Я о себе! – подумал Шива. –

Пусть каждый в этом мирозданье

Почувствует: мне равных нет!

Нередко молят много лет,

Чтобы исполнилось желанье.

Отныне кто бы что бы ни просил,

Я буду сразу даровать.

Ко мне начнут любовь питать

Тогда и те, кто не любил».

«О, Шива, Шива, умоляю, –

Его раздумье царь прервал, –

Хочу, чтоб Ты мне силу дал

Сжигать любого, возлагая

Ему на голову ладони!»

«Даровано!» «Хочу проверить.

Словам не стоит, знаю, верить.

Проверю на Тебе…» В погоню

Пустился царь за Шивой… «Брат,

Брат Вишну, я в беде, спасай!»

«Да, вижу! Впредь не ублажай

Того, кто не достоин…

                                     Рад

 Вас видеть, о великий царь!

Он обманул. Способность эту

Проверьте на себе». Взрыв света –

И нет царя, лишь дым и гарь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как Парвати выходила

замуж за Шиву

 

Покоем, силою сиял,

Закрытых глаз не открывая,

Вниманья миру не давая,

Бог в трансе высшем пребывал.

«Ах, папа, это просто диво!

Таких, как Он, на свете нет!» –

Ей было только восемь лет.

Смотрела первый раз на Шиву.

С тех пор и дня не пропускала

Она, чтоб Шиву навестить,

Ему молитвой угодить,

Цветами свежими… Мечтала

Однажды стать ему супругой.

Но годы шли, а Он молчал,

Её совсем не замечал.

«Найди себе иного друга,

Дочурка. Ты ведь так красива!

На свете много женихов

Среди богов, полубогов…

Зачем тебе безмолвный Шива?»

«Мне нужен, папа, только Он!

Он  – кровь и плоть моя, дыханье!

Жизнь без Него  – одни страданья,

Непрекращающийся стон!»

Сухими листьями питалась,

Из глубины души взывала,

Бессонно Шиву созерцала,

Слабела – всё же не сдавалась.

Отец к Мадане* обратился.

Но стрелы в цель не попадали,

У Шивы стоп цветами стали,

А лучник в пепел превратился.

 

*Бог эмоциональной любви, стреляющий из лука.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Ответь же ей, а то умрёт!

Господь, зачем не замечаешь?

Ты жизни девочку лишаешь!

Уже и воду ведь не пьёт», –

Несчастный Химаван* молил.

И Шива наконец оставил

Блаженство транса, взгляд направил

К тапасье** девушки. Решил:

«Проверю-ка в последний раз…»

«Красавица, ну что за блажь:

Молиться Богу, чей кураж –

Тандава***, демоны… У вас

Такая перспектива!

На вас ну кто не согласится

Без колебания жениться?

Зачем же вам ужасный Шива? –

Мужчина, проходивший мимо,

Заговорил проникновенно. –

Он бессердечный и надменный

Да пахнет погребальным дымом,

Увешан черепами…» – «Ложь!

Прекрасен Шива! Вон отсюда,

Не прокляла тебя покуда!» –

Прошла по деве гнева дрожь.

«Супруга, Парвати, я знал,

Что выдержишь ты испытанье!

Исполнилось твоё желанье!»

Он Шивою пред ней предстал.

 

 

 

 

*Отец богини Парвати.

**Строгая духовная дисциплина

***Танец разрушения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сваямвара*

 

 Трубы царские звучат!

К Сваямваре для Лакшманы**

Даже из-за океана

Принцы-женихи спешат!

Сказочно блестит дворец

Знатью, мрамором, свечами,

Драгоценными камнями!

Гордо-радостный отец

Ослепительной невесты

Смотрит вдаль поверх голов,

Дочь гирлянду из цветов

Медленно подносит к месту,

Где с надеждой претенденты

По принцессе воздыхают,

Свои шеи ожидают

Приукрасить этой лентой.

«Что это?!» Переполох!

Шамба*** на коня вскочил,

На скаку её схватил

И помчался! «Ах!» «Эх!» «Ох!»

Свет затмила пыль погони.

«Да проглотит его лев!» -

Страшен Дурьоданы гнев.

Пеною покрылись кони.

 

 

 

*Свадебный ритуал, состоящий в том, что невеста из многих сватающихся выбирает своего будущего супруга и надевает ему на шею цветочную гирлянду.

**Дочь неблагочестивого царя Дурьоданы, возглавлявшего род Кауравов, враждовавших с родом Пандавов, которым благоволил Кришна, великий духовный учитель и царь.

***Сын Кришны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пойман Шамба. Жажду мести,

 Злобу воплощают лица

Кауравов. «Гнить в темнице –

Твой удел! Позор – быть тестем

Наглецу! Сыночек Кришны!

Дочка, всё с тобой в порядке?»

Смотрит с нежностью украдкой

Дева на врага.

 «Ах, Вишну!

Ну за что мне эта драма?! –

Грустно Кришна восклицает –

Меня Шамба убивает…

Что же делать, Баларама*?»

«Я его освобожу!

 Дурьодана, отпусти!»

«Баларама, уж прости,

Но причин не нахожу,

Чтоб давать свободу вору,

Негодяю, подлецу…

Передай его отцу:

Не меняю приговора!»

«Что ж, пеняйте на себя!»

Завязался страшный бой:

Грохот, треск, столб пыли, вой…

«Это я ещё любя!»  –

Сокрушая всё вокруг,

Баларама едко шутит,

Вправо-влево плугом** крутит.

 

 

 

 

 

 

 

 

*Брат Кришны, великий воин

**Основным орудием Баларамы был плуг

 

«Всё, договорились, друг!

Забирай». «Лакшману тоже!»

«Честь твоя куда пропала?!

Ведь она не украшала

Шею Шамбы!» «Уничтожу

Ваше царство вместе с вами!

Знаю точно: влюблена

В Шамбу с давних пор она».

 

Город с яркими домами.

Клумбы аромат садов.

Женщины в пенджаби, сари

Обсуждают на базаре

Под мычание коров

Новость главную Двараки*.

«Дурьодана породнился с Кришной!

Не постигнуть игр Вишну!»

«Баларама – гений драки,

Воплощенье высшей силы:

Шамбу спас, забрал Лакшману

С изумительным приданым!

Дурьодана ведь не хилый».

 

Полнолунье. Флейта Кришны.

Гопи** преданно внимают

И местами подпевают

Сладостно и еле слышно.

.

 

 

 

 

 

 

 **Царство Кришны

***Девушки, поклоняющиеся юному Кришне.

 

Комментарий пересказчика…

История гласит, что Кришна в своё время горячо молился Шиве о том, чтобы Он даровал ему сына, похожего на Шиву. Шива исполнил желание Кришны, и Кришна дал этому ребёнку имя Шамба. Поведение выросшего Шамбы было настоящей проблемой для Кришны и его родственников. Однажды Кришна даже проклял его (правда, вскоре отменил своё проклятие). В конце концов Шамба стал основной причиной гибели всего рода Кришны. Кришна сильно страдал из-за Шамбу, но, вместе с тем, как человек Истины Он видел, что жизнь его рода нуждается в преобразовании. Поэтому Кришна и призвал рождение сына, подобного Преобразователю Вселенной Шиве. Преобразование, как известно, начинается нередко с разрушения.

Эта история ещё интересна и тем, что просветлённый человек, Кришна, становится прямым  родственником Дурьоданы, человека, воплощающего зло! Космическая Игра Всевышнего действительно непостижима!

 

 

Сражение Шивы

 

«Трипура* стал невыносим!

Я принимаю твёрдое решенье:

Вступаю с демоном в сраженье!

Эй, боги, кто со мной на битву с ним?!»

И несколько богов отважных

Решили к Шиве присоединиться,

И превратились в стрелы, колесницу,

Возничего – во всё, что важно

В бою. Но вот проблема:

Помощников тщеславье охватило.

«Я – главная в сраженье сила!»

«Не обойтись ему без лука», «…без щита», «…без шлема», –

Стал думать каждый про себя.

«Помощнички мои, вы невозможны!

Подходите вы к делу ложно, ложно!

Подводите вы так меня!

Легко я обойдусь без вас.

Мне не нужны ни лук, ни стрелы,

Ни щит, ни колесница, ни возничий смелый…»

Он широко открыл свой третий глаз

И Светом демона убил.

Вы мне, помощники, тогда лишь ценны,

Когда вы истинно смиренны.

Хочу, чтоб это каждый твёрдо заучил!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Великий демон

Дом на облаках

 

«Господь, так много лет прошу, мечтаю:

Построй нам дом  – нет лучшего подарка.

На Кайлаше* то холодно, то жарко;

Я здесь по-настоящему страдаю».

«Ах, Парвати, как это сложно…

Я очень, очень беден, ты же знаешь.

Печально, что ты так страдаешь…

Под сенью дерева укрыться можно».

«Но дерево от ливня не спасает!

Ты даровал богатство мириадам,

А наша жизнь подобна аду.

Вот дом, без всякого сомненья, защищает».

«Есть, Парвати, иное предложенье:

Возвыситься над ветром и дождём.

На облака, давай, взойдём.

От неудобств там обретём спасенье».

Минули с той поры века, века…

Вниз Шива с Парвати не возвращались,

Камней и почвы даже не касались.

Их домом стали облака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Одна из самых высоких гор в Гималаях

 

Появление Матери Кали

 

Хотел неуязвимым стать для смерти

Великий демон. Много лет молился,

И Брама Сам на зов его явился:

«Я не могу тебя одаривать бессмертьем.

Поступим так: отныне

Убить тебя не сможет ни один

Из всех живущих или будущих мужчин».

 

Сарасвати импровизирует на вине

Смеётся Лакшми*, чистота лучится,

Поют Гандхарвы**, танец Света,

По радуге блаженства катится карета,

Узорами, каменьями искрится,

В карете Индра*** музыке внимает,

Осматривает гордо небеса:

«Великолепие! Покой!» Лай пса

Чернющего всех оглушает,

И следом – хохот, вопли, скверна…

«Асуры небо атакуют!»

Солдаты Индры в раковины дуют.****

Ужасный бой! Геройски беспримерно

Сражались боги, но напрасно:

Царь мрака был неуязвимым,

Маршировал непобедимо,

Всевластно и ужасно.

 

 

*Богиня благоденствия, равновесия. Люди, как правило,  молятся ей ради материального благополучия

**Небесные музыканты

***Царь космических богов

****Демоны

*****В Древней Индии сражение начиналось с этого ритуала:

 воины дули в морскую раковину, извлекая из неё мощный воинственный звук

 

 

«О, Шива, что я натворил! –

Вздыхает Брама. – Где та сила,

Которая бы небо оживила?!

Зачем непобедимостью асура одарил?!»

 

«Ты  – Кали»*, – Шива Парвати сказал,

Не зная почему, спонтанно.

«Я что, тебе служила неустанно,

Что б ты меня несносно оскорблял?!

Ты, значит, лгал мне столько лет,

Моей красою восхищаясь?!

А я-то, глупая… Прощаюсь!

С тобою жить желанья нет!»

И Парвати уходит в лес,

Где медитирует бессонно,

Что б просветлить в себе всё тёмное.

И отзывается с небес

На зов богини Брама. Лик

Стал Парвати ещё светлее,

Не ведал мир красы милее!

Но в тот же самый чудный миг

От кожи Парвати исходит существо

Ужасное и тёмноликое.

Могущество духовное великое

От Брамы получает это божество

И, превратившись в женщину-бойца,

Вступает с демоном в сраженье,

Даруя небесам освобожденье

И славу замыслам Творца!

 

 

 

 

 

 

*Тёмноликая
Категория: Поэзия | Добавил: Moskalev (04.11.2010)
Просмотров: 748

Меню

Категории раздела

Поэзия [14]
Проза [2]
Статьи [27]
Другое [26]